85-летие Арво Пярта

11.09.2020

Эстонский композитор Арво Пярт хорошо известен не только у себя на родине, но и во всём мире, знают его и в России. Российский композитор и теоретик Владимир Мартынов назвал Пярта «последним великим композитором».

Пярт создал собственный уникальный музыкальный язык «tintinnabuli», оказавший значительное влияние на композиторов по всему миру и на современную музыку в целом.

Родился он в городке Пайде, в 1938 г. семья переехала в Раквере, где Пярт окончил местную музыкальную школу. Затем учился в Таллине сначала в музыкальной школе, затем в консерватории до 1963 г.

С 1958 по 1967 г. Пярт работал звукоинженером на Эстонском Радио. К концу 1950-х - 1960-м гг. относится и ранний период его творчества. Это камерные и оркестровые произведения, написанные под большим влиянием модернизма. Благодаря этим первым опытам Пярт стал одним из первых композиторов, привнесших в современную эстонскую музыку новые стили и композиционные техники: неоклассика, додекафония (произведение «Nekrolog»), сериализм, соноризм («Perpetuum mobile»), коллажирование («Collage uber B-A-C-H») и алеаторизм. В Советском Союзе Арво Пярт, с одной стороны, воспринимался как один из наиболее прогрессивных композиторов своего времени, а, с другой, подвергался жёсткой критике за внутреннее содержание некоторых работ. Так, в 1968 г. его произведение «Credo» после премьеры было запрещено из-за его открыто религиозного содержания, а сам композитор впал в немилость.

Оказавшись в таком затруднительном положении, Пярт обратился к киномузыке и активно писал музыку к художественным и анимационным фильмам в конце 1960-х и в 1970-е гг. В творческом отношении этот период был временем серьезного кризиса. Пярт постепенно отказывался от ранее использовавшихся модернистских техник и средств музыкальной выразительности. В поисках нового собственного музыкального языка он изучал техники прошлых веков - григорианское пение, школу Нотр-Дам, полифоническое пение эпохи Возрождения.

Результатом творческих исканий Пярта стал новый оригинальный музыкальный язык, названный «Тинтиннабули» от латинского слова, означающего «колокольчик». С тех пор это его главный музыкальный стиль. Основа техники Тинтиннабули - мелодия и трезвучие, два музыкальных голоса, соединенные в неразрывное целое. Получающаяся двойственность голосов развивается в соответствии со строгими и сложными математическими формулами. Таким образом, широкая музыкальная перспектива достигается через использование минимальных и концентрированных средств выразительности. Одни из первых работ в новом стиле, «Fur Alina» (1976) и «Spiegel im Spiegel» (1978), до сих пор остаются одними из самых известных его произведений.

«Тинтиннабули» отражал не только творческие, но и религиозные искания Пярта, принявшего в 1972 г. православное крещение, поэтому новые работы вызывали всё более противоречивую реакцию. Это привело к тому, что в 1980 г. Пярт вынужденно эмигрировал вместе с женой и двумя детьми. Следующие 30 лет он жил и работал в Берлине. С 1990-х гг. имя и творчество Пярта вновь обретали признание на родине, и с 2010 г. он постоянно живет в Эстонии. С того же года в Лауласмаа на северо-западе Эстонии работает центр Арво Пярта, сохраняющий и распространяющий музыкальное наследие композитора, организующий концерты и конференции.

«Музыка несет в себе элемент тайны. Всего не объяснишь, просто присутствует чудо, а ты в это чудо не можешь не поверить… Музыку можно исследовать, найти мажор, минор и другие закономерности, но чем измерить ее таинственность?»

Предлагаем послушать раннюю работу Арво Пярта - концерт для виолончели Pro et contra, написанный в 1966 г. по инициативе Мстислава Ростроповича и ему же посвященный. Виолончелисту как основному солисту противопоставлена группа духовых инструментов, и все они вместе - остальному оркестру. Таким образом, группы музыкантов соревнуются друг с другом, но играют все вместе - отсюда и название. Премьера концерта состоялась в 1967 г. Таллине в исполнении эстонских музыкантов. Сам Мстислав Леопольдович исполнил его в Эстонии в феврале 1968 г. Запись 1969 г.

А. Пярт. Pro et contra. Исп. Т.А. Вельмет (виолончель), симфонический оркестр Эстонского радио п/у Н. Ярви
Арх. № ф. 21, оп. 10, № 23 (7)

Время звучания: 
6 мин. 22 сек.