145 лет со дня рождения Рейнгольда Морицевича Глиэра

11.01.2020

Рейнгольд Морицевич родился в 1875 г. в Киеве. С детства его окружала музыка: отец изготовлял струнные и духовые музыкальные инструменты в мастерской и сам умел играть, старший сын Морица играл на виолончели, а дочь — на рояле. Неудивительно поэтому, что и Рейнгольд рано увлёкся музыкой и стал учиться играть на скрипке. Несмотря на его увлеченность, родители хотели, чтобы он получил надёжную прибыльную профессию инженера, врача или юриста.

И всё же в 1891 г. Рейнгольд поступил в Киевское музыкальное училище. Там он обучался игре на скрипке у чешского скрипача О. Шевчика, а теоретическим предметам — у ученика Римского-Корсакова Е.А. Рыба. Важнейшее воспоминание этого периода — один из авторских концертов П.И. Чайковского в Киеве в декабре 1981 г., куда Глиэру удалось попасть:

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь. Это сложный комплекс впечатлений оказался последним толчком, решившим мою судьбу».

Глиэр усердно занимался, осваивал исполнительское искусство и композицию. Чтобы сосредоточиться на музыке, он, вопреки недовольству родителей, оставил гимназию. А затем, в 1894 г., не окончив училища, уехал в Москву и поступил в консерваторию сначала по классу знакомой ему скрипки, а затем — теории композиции. Глиэр делал заметные успехи, быстро и легко справлялся с непростыми упражнениями. Ещё будучи студентом, начал преподавать, обзавёлся новыми знакомыми, среди которых были С.В. Рахманинов и А.Б. Гольденвейзер, и вошёл в московскую музыкальную среду. Огромное влияние на Глиэра оказало обучение композиции у С.И. Танеева. В консерватории же Глиэр создал первые произведения, в том числе первое большое оркестровое сочинение — симфонию ми-бемоль мажор. Уже в ней заметно влияние народных мотивов, присущее и последующим его произведениям.

Возможно, уже тогда сформировались эстетические воззрения Глиэра:

«Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением. Жизнь большей части людей слишком тяжела сама по себе, а если еще искусство станет отравлять те минуты, которые человечество посвящает отдыху, то оно потеряет тот смысл и ту высокую цель, которую оно одно может достигнуть».

В 1900 г. Глиэр с золотой медалью окончил консерваторию. Но завершение учёбы считал только началом большого музыкального пути, требующего упорного труда и всестороннего развития личности: он совершенствовал музыкальные навыки, читал множество книг, посещал концерты и театры. В 1901 г. Глиэр устроился преподавателем гармонии в музыкальной школе сестер Гнесиных. Давал частные уроки одиннадцатилетнему С.С. Прокофьеву. Вскоре творчество Глиэра начали замечать: в нотных магазинах появлялись его сочинения, всё чаще исполнялась его музыка. 21 декабря 1902 г. впервые и с большим успехом под руководством В.И. Сафонова была исполнена его симфония, и в этом же году стало известно, что его произведения исполнили за рубежом.

11 марта 1904 г. симфонию Глиэра исполнили в Петербурге. Концерт слушали важные гости — А.К. Глазунов, А.К. Лядов и Н.А. Римский-Корсаков, который, впрочем, симфонию оценил невысоко, написав о ней в дневнике: «Недурно, но ничего особенного». И всё же, все трое, будучи попечителями части капитала М.П. Беляева, направляемой на развитие русской музыки, выдвинули секстет Глиэра на Глинкинскую премию, и композитор получил её в 1905 г., — важный акт признания для композитора того времени.

После того, как в июне 1905 г. у Глиэра родились две дочери, он с семьёй на несколько лет уехал заграницу, где продолжал работать над музыкой и взаимодействовал с местной музыкальной средой. Его произведения исполнялись в Германии, в Англии, в Америке.

Вернувшись в Россию в 1908 г., Глиэр завершил симфоническую поэму «Сирены», основанную на античном сюжете из «Одиссеи». Впервые её исполнили в начале 1909 г., и она имела большой успех: в 1912 г. Глиэру за неё вновь присудили Глинкинскую премию. Ею же в 1914 г. была удостоена другая работа композитора — третья симфония «Илья Муромец», завоевавшая популярность в России и за рубежом.

В 1913 г. Глиэр стал профессором Киевской консерватории, а в 1914 — директором. Он не только руководил консерваторией, но и преподавал, дирижировал студенческим оркестром, устраивал в Киеве выступления выдающихся музыкантов и сам гастролировал. Глиэр стремился поднять значение консерватории в культурной жизни города и привести её в соответствие с высокими столичными стандартами.

В 1920 г. Глиэр занял место профессора в Московской консерватории, где до 1941 г. вёл класс композиции. Среди его учеников были ныне знаменитые композиторы и теоретики А.Н. Александров, Б.Ю. Александров, А.И. Хачатурян и многие другие. Он продолжал заниматься творчеством, выступал, популяризировал академическую музыку. В 1920-е гг. он, помимо консерваторской работы, возглавлял организацию общедоступных концертов, учил воспитанников детской колонии хоровому пению, руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Разделяя советские идеи, Рейнгольд Морицевич переносил их на музыку. Первыми такими советскими произведениями стали «Марш Красной Армии» и фантазия «На праздник Коминтерна!» В 1923 г. он, по приглашению общественного деятеля Я.И. Любарского и певицы Шевкет-ханум Мамедовой, приехал в Баку и, познакомившись с азербайджанской культурой, написал оперу «Шахсенем» на местные народные мелодии. И это только одна из пяти написанных им опер.

Свой след Глиэр оставил и в истории советского балета. Он написал 6 балетов, среди которых выделяются «Красный мак», поставленный в Большом театре в 1927 г. и «Медный всадник», поставленный в 1949 г. в Ленинграде. Работал Глиэр и в области киномузыки. Он писал музыку к кинокартинам «Земля жаждет» (1930), «Конвейер смерти» (1933), «Наместник Будды» (1935), «Друзья встречаются вновь» (1939).

Глиэр много путешествовал по стране и работал в республиках. Известный ценитель народной музыки, он собирал фольклорный материал и считал, что советская музыкальная культура создаётся на основе «творческого синтеза» культур народов СССР, и сам сочинял произведения, руководствуясь этим подходом. Так написаны «Торжественная увертюра» для симфонического оркестра, посвящённая 20-летию Октябрьской революции, симфоническая поэма «Заповiт» («Завещание») и другие произведения.

Рейнгольд Морицевич Глиэр был чрезвычайно работоспособным композитором, концертировавшим до конца своих дней. По подсчётам Д.М. Персона, Глиэр за всю жизнь около 300 раз появлялся за дирижерским пультом симфонических концертов и свыше 100 раз участвовал в камерных. 23 июня 1956 года он скончался.

Исследователи констатируют, что сейчас о Глиэре и его произведениях вспоминают незаслуженно редко. Но, к счастью, в РГАФД хранятся записи исполнения его музыки, и двумя из них мы хотим с вами поделиться. Это интересные и разные по характеру камерные произведения - Тарантелла (соч. 9 №2) и Ноктюрн (соч. 35 №10).

Тарантелла соч. 9 №2. Муз. Р.М. Глиэр, исп. Р.М. Азархин (контрабас), Е. Александрова (ф-но). Запись 1971 г.

Арх.№ Ф.4, ед.уч. № 43211(2)

Время звучания: 
2 мин. 57 сек.

Ноктюрн соч. 35 №10. Муз. Р.М. Глиэр, исп. В.В. Полех (валторна), А.Л. Зыбцев (ф-но). Запись 1972 г.

Арх.№ Ф.4, ед.уч. № 42986(2)

Время звучания: 
2 мин. 55 сек.