135 лет со дня рождения Андрея Туполева

10.11.2023

Родители стремились дать Андрею хорошее образование, и в 1901 году определили его в Тверскую губернскую гимназию. Еще учась там, Туполев начал интересоваться техникой и точными науками. После окончания гимназии Андрей Туполев поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища (ИМТУ, ныне - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Там занимался в воздухоплавательном кружке, увлекался аэродинамикой, строил планер, на котором совершил свой первый полет в 1910 году. Однако, весной следующего года его учеба была прервана. Туполев был арестован за участие в студенческих волнениях и выслан на два года на родину под надзор полиции. Лишь в 1913 году ему удалось вернуться к учебе. Вскоре он стал одним из активных последователей Н.Е. Жуковского, проявлял способности как конструктора, так и научного исследователя. Туполев конструировал первые аэродинамические трубы, участвовал в работе авиационного Расчетно-испытательного бюро. В 1916 году он произвел расчет аэроплана «Анатра» и истребителя братьев Касяненко, также некоторое время руководил проектированием гидроплана на заводе «Дукс». В декабре 1918 года по инициативе Н.Е. Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Возглавил институт Жуковский, а А.Н. Туполев стал начальником авиационного отдела. С 1920 года он уже читал в МВТУ курс «Основы аэродинамического расчета», а со следующего года – «Теорию аэропланов» и «Теорию гидропланов», а также курс «Гидроавиация» в институте Жуковского. После смерти Жуковского ЦАГИ возглавил С.А. Чаплыгин, заместителем директора стал А.Н. Туполев. Он продолжил работу Жуковского по развитию и расширению Института. Под руководством А.Н. Туполева был создан цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который отличался высокими летными качествами и считался одним из лучших бомбардировщиков в мире (1925 г., усовершенствован в 1932 г.) В 1936 г. Туполева назначили первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР. Одновременно он возглавлял выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). Андрей Николаевич начал перестраивать старые авиационные заводы и строить новые для массового производства самолетов. В 1930-х гг. А.Н. Туполев бывал в Германии и США с целью размещения заказов, закупки лицензий на производство самолетов и т.п. Он использовал свой опыт и знания, полученные в ходе заграничных командировок. Благодаря ему были внедрены разработанные за рубежом технологические процессы. Эти мероприятия помогли организовать массовое производство самолетов в годы Великой Отечественной войны. При его участии разрабатывалась и внедрялась в практику технология крупносерийного производства легких и тяжелых самолетов. В 1937 г. вместе с многими ведущими специалистами ЦАГИ и ОКБ, директорами заводов, А.Н. Туполев был арестован, обвинен во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации, приговорен к 15 годам лагерей. В заключении Андрей Николаевич работал в закрытом КБ НКВД – ЦКБ-29, позднее был освобожден от наказания со снятием судимости (1941 г.), хотя полностью реабилитирован лишь в 1955 г. После освобождения он стал Главным конструктором авиазавода № 166 в Омске, а в 1943 г. переведен в Москву и назначен Главным конструктором и руководителем авиазавода № 156, на котором была создана главная база КБ А.Н. Туполева. За разработку Ту-2 Андрею Николаевичу была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В 1944 году постановлением СНК СССР ему присвоили звание генерал-майора инженерно-авиационной службы и определили в кадры Красной армии с прикомандированием к Наркомату авиационной промышленности СССР. В годы Великой Отечественной войны в боевых действиях участвовали различные самолеты конструкции А.Н. Туполева – бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, Ту-2), а также торпедные катера Г-4, Г-5. С 1956 г. Андрей Николаевич назначен Главным конструктором авиационной промышленности СССР. После войны в КБ А.Н. Туполева было создано много военных и гражданских самолетов, в том числе бомбардировщики Ту-4, Ту-12, реактивный ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 и др. Также были разработаны первый реактивный гражданский самолет Ту-104, межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114 (1957 г.), ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 (1968). Под руководством Андрея Николаевича было создано более 50 оригинальных летательных аппаратов, более 100 типов самолетов, причем 70 из них строились серийно. На самолетах Туполева установлено более 100 мировых рекордов дальности, скорости полетов, грузоподъемности самолетов. За годы своей плодотворной деятельности А.Н. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших авиационные конструкторские бюро страны. В их числе А.А. Архангельский, А.П. Голубков, С.А. Лавочкин, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, П.О. Сухой, А.А. Туполев, В.А. Чижевский и другие. Андрей Николаевич Туполев – автор многих уникальных технических решений. Им разработан метод макетирования для решения задач пространственной компоновки на деревянных макетах, созданы летающие лаборатории для испытания двигателей и других систем самолетов. Своим учителем А.Н. Туполев считал Н.Е. Жуковского, о нем писал: "…он умел создать вокруг себя атмосферу доброжелательной доверчивости… Он заразил меня одной из самых сильных страстей – страстью к науке". Андрей Николаевич Туполев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой авиации.

Фрагмент выступления А.Н. Туполева о создании новых самолетов Запись 09.10.1957 г. Арх. № ф. 1, ед.уч. 745

Время звучания: 
01 мин. 32 сек.