210 лет со дня рождения Джузеппе Верди

10.10.2023

Джузеппе Верди родился в бедной семье трактирщика и пряхи, живших в деревне Ронколе. Уже с трех лет будущий композитор начал осваивать фортепиано. Заметив его тягу к музыке, отец подарил Верди старый спинет (род клавесина) и пригласил в качестве учителя церковного органиста Пьетро Байстрокки. Он обучал Верди игре на органе и музыкальной грамоте. Первыми его сочинениями были марши для духового оркестра, увертюра, несколько фортепианных пьес. В возрасте восемнадцати лет Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, но его не приняли из-за «низкого уровня фортепианной игры». В этом же году он начал заниматься частным образом у педагога Винченцо Лавинья. Под его руководством Верди овладел основами композиторского мастерства, изучил известные произведения зарубежной классики. В 1835-1838 годы Дж. Верди сочинил огромное количество произведений мелкой формы: маршей, танцев, песен, романсов, хоров и других сочинений. Первая опера композитора «Оберто, граф Сан-Бонифачо» была написана им в 26-летнем возрасте и поставлена в Миланском театре La Scala. Опера имела определенный успех и Дж. Верди получил контракт еще на две оперы – «Король на час» и «Набукко». Постановка «Короля на час» провалилась, потому что в самом начале работы над этой оперой один за другим умирают его двое детей и жена. Дж. Верди писал: "У меня больше не было семьи!.. Посреди этих ужасных мук, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, я должен был сочинить и закончить комическую оперу!" После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку.

Однако, премьера оперы «Набукко» состоялась 9 марта в 1842 года в La Scala и прошла с большим успехом, утвердив репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз. Опера написана на библейский сюжет и проникнута патриотическими идеями. Дж. Верди написал в автобиографии: "Набукко" – это опера, с которой поистине началась моя художественная карьера".  За «Набукко» последовали сразу несколько других опер, где Верди также выражал свои героико-патриотические настроения: «Эрнани», «Ломбардцы в крестовом походе», «Макбет», «Жанна Д'Арк», «Аттила», «Разбойники», «Корсар», «Двое Фоскари» и другие. Оперы ставились и имели успех в нескольких городах Италии. Завуалированные революционные идеи композитора вызывали противодействие и запреты со стороны церкви и полиции. К началу 1850-х гг. имя Верди уже широко известно и за пределами Италии. В жизни композитора наступил плодотворный период, в это время им были написаны такие оперы, как «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853). Все три оперы рассказывают о страдании и гибели людей социально обездоленных, презираемых обществом: придворном шуте, нищей цыганке, «падшей» женщине. Среди опер 60-х гг. наибольшую популярность получила опера «Дон Карлос», написанная в 1867 году по одноименной драме Шиллера. Она была создана по заказу парижской Гранд-Опера, исходный литературный сюжет взят у немецкого драматурга, либретто на французском языке.

Одна из великих опер Верди, «Аида», была заказана египетским правительством и открывает поздний период в творчестве композитора.  Постановка этой оперы должна была ознаменовать открытие Суэцкого канала. Вокальная партия в «Аиде» создавалась специально под вокальные данные возлюбленной Верди – сопрано Т. Штольц, для того чтобы в полной мере раскрыть талант певицы. Первая постановка «Аиды» состоялась в Каире в 1871 году с огромным успехом, а через некоторое время была поставлена и в La Scala. Опера обошла все крупные театры Европы и завоевала мировую славу. В «Аиде» Верди достиг того, к чему стремился на протяжении своего творческого пути – полного слияния музыки и слова. В 1874 году композитор написал «Реквием» на смерть писателя Алессандро Мандзони, после которого в его творчестве наступил длительный перерыв (более 10 лет). Вскоре появился очередной шедевр Дж. Верди, опера «Отелло», премьера которой состоялась в Милане в 1887 году. «Отелло» является интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре. П.И. Чайковский позже писал: "Гениальный старец Верди в "Аиде" и "Отелло" открывает для итальянских музыкантов новые пути».

В 1892 году Верди обратился к жанру комической оперы и написал свою последнюю оперу – «Фальстаф» на сюжет Шекспира. Эта опера – жизнерадостное произведение, сочетающее в себе сатиру, лирику, буффонаду. Всего на протяжении своего творческого пути Верди создал 26 опер. Кроме опер и Реквиема, в наследии Верди также есть хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор. 

Ария Аиды из оперы Дж. Верди «Аида»
Исп. Мария Бохачек
Запись 1957 г.
Арх. № ф. 1 ед.уч. 921 (1-5)

Время звучания: 
05 мин. 45 сек.