95-летие со дня рождения Бориса Чайковского

10.09.2020

Выдающийся русский и советский композитор Борис Александрович Чайковский был человеком трудолюбивым и скромным. Его биография на первый взгляд может показаться стандартной и не такой яркой, как у некоторых других композиторов. Но выдающийся талант Бориса Александровича ценили такие великие музыкальные деятели, как М.Л. Ростропович, часто исполнявший его произведения, Д.Д. Шостакович и Т.Н. Хренников. В крупных и малых произведениях Чайковского, в воспоминаниях современников и сохранившихся интервью он показал себя глубоким мыслителем, всесторонне развитым человеком, готовым пофилософствовать, порассуждать о музыке, истории, литературе.

Родители Бориса Александровича не были людьми искусства, - отец был специалистом по статистике и экономической географии, мать Татьяна Васильевна была врачом, - но музыку в семье очень любили и поощряли интерес к ней. Поэтому первые фортепианные пьесы он сочинил ещё в детстве. Часто родители не хотят, чтобы их дети становились профессиональными музыкантами. Здесь же наоборот: Борис с детства интересовался техникой (это увлечение осталось с ним на всю жизнь) и думал развиваться в этой области, но родители настояли, чтобы он учился музыке. Сначала в школе и техникуме им. Гнесиных, где фортепиано ему преподавали А.Н. Головина и Е.Ф. Гнесина, а композицию - Е.О. Месснер и В.Я. Шебалин. Затем, в шестнадцатилетнем возрасте, Борис поступил в Московскую консерваторию, занимался там у Л.Н. Оборина, Д.Д. Шостаковича. Н.Я. Мясковский, чей курс молодой композитор окончил в 1949 г., писал о нём: «Своеобразный русский склад, исключительная серьезность, хорошая композиторская техника...» Из консерватории Чайковский вышел не только талантливым композитором, но и умелым пианистом, и часто сам исполнял собственные произведения на концертах.

После выпуска Чайковский некоторое время работал редактором на радио, но вскоре продолжил долгий композиторский путь. В его творчестве, охватившем и камерные, и оркестровые формы, отразился и тот самый «русский склад» (например, в ранних произведениях «Фантазия на русские народные темы», «Славянская рапсодия), и обращенные в симфонические формы размышления о сложных вопросах бытия. Исследователи писали, что в музыке Чайковского «мало нот, но много музыки, много воздуха, простора». Он выработал собственную узнаваемую музыкальную лексику и образный мир, опирающийся на красивые мелодические темы, «по-русски вольные, неспешные и немногословные». Т.Н. Хренников говорил, что вся музыка Чайковского по-настоящему русская, с выдающимся национальным колоритом.

Помимо академических произведений различных форм и жанров, Борис Чайковский написал музыку к более чем 30 фильмам, также писал музыку к радиопостановкам, драматическим спектаклям и радиоспектаклям для детей.

Последние годы жизни Борис Александрович преподавал композицию в Российской Академии Музыки имени Гнесиных. Будучи человеком разносторонне развитым человеком, он, помимо основных занятий, имел много увлечений: работал в домашней мастерской, снимал любительские фильмы на киноаппарате, много играл в шахматы.

Послушайте первую часть грандиозного концерта для фортепиано с оркестром, созданного Борисом Чайковским в 1971 г. Исполняет автор (фортепиано) и московский камерный оркестр под управлением Р.Б. Баршая. Запись 1975 г.

Б.А. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром, ч.1
Арх. № ф. 4 № 50884 (1)

Время звучания: 
5 мин. 38 сек.