150 лет со дня рождения Леонида Собинова

07.06.2022

150 лет назад родился Леонид Собинов - оперный певец с мировой известностью, крупная фигура в истории русской классической вокальной школы. Он родился в Ярославле в «полумещанской-полукупеческой» семье: отец был служащим и по купеческим делам работал на буксирных пароходах по Волге. В Ярославле прошло и детство Леонида. Он учился в гимназии, начального музыкального образования не получил, но с ранних лет любил петь. В семнадцатилетнем возрасте, когда у него появился тенор, Леонид поступил в студенческо-гимназический хор в Ярославском демидовском юридическом лицее.

В 1890 г., окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета, где заодно занимался в духовном и светском студенческих хорах, а в 1891 г. поступил в хор в малорусскую труппу Заньковецкой и Садовского в театре Горевой.

В этом же 1891 г. волей случая решилась его судьба. 3 ноября Собинов выступал в студенческом хоре на благотворительном концерте. Среди участников были не только студенты, но и опытные артисты. Одним из них был Петр Шостаковский - пианист и основатель московского Филармонического училища, в котором Собинову хотелось учиться. После концерта они познакомились, и Шостаковский предложил Собинову и товарищам из хора поучаствовать в экзаменационной постановке оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». Они согласились и начали репетировать. На этих репетициях бывал и сам Шостаковский, который прислушивался к пению Собинова в общем ансамбле. Вскоре после премьеры спектакля он предложил ему учиться пению профессионально и прийти на пробы в Филармоническое училище. Собинов успешно сдал экзамены и в 1893 г. был принят на первый курс в класс профессора Додонова.

Но даже став студентом Филармонического училища, Собинов все еще не думал, что посвятит жизнь музыке и пению. Окончив университет, он пошел в военное училище, где проучился два года, затем был произведен в офицеры и недолго прослужил в Туле. Вернувшись в Москву, Собинов стал помощником присяжного поверенного. Работы было много, но Собинов все равно находил время учиться пению и выступать. Наконец, в 1897 г. его привели в Большой театр на пробу, которая прошла удачно, и в апреле Собинов дебютировал в опере «Демон» с партией князя Синодала. После этого он был принят в театр и начал профессиональную певческую карьеру. Скоро ему дали ответственные роли в «Фаусте» и «Евгении Онегине». Собинов быстро становился известным, и от юридической практики ему пришлось отказаться:

«Состоя на службе в императорских театрах, я продолжал заниматься адвокатской практикой. Но вот однажды выступаю я в коммерческом суде, а председатель Ермолаев мне говорит:

— Ну, соловей, посмотрим, что вы нам споете...

Мне так стыдно стало, что с этого дня я прекратил хождение по судам».

За все время службы в Большом театре Собинов исполнил 35 ролей и спел на сцене более 600 раз. Сам он среди своих ролей больше всего любил Ленского, Лоэнгрина, Ромео, Вертера и Орфея, а неудачными считал князя Игоря в «Русалке» и Фауста в одноименной опере. Помимо службы в Большом театре, Собинов пел в Московской частной русской опере, в которой работал и Федор Шаляпин, с которым Леонид Витальевич сохранял дружеские отношения. Собинова ценили и за границей: после нескольких сезонов в Большом театре он отправился в Италию, где пел в миланском театре «Ла Скала» в операх «Дон Паскуале» и «Фра-Дьяволо». Итальянские рецензенты о русском певце писали с восхищением. Выступал Собинов и в Мадриде, Берлине, Лондоне и Париже.

Революционные события Собинов встретил с воодушевлением. После Февральской революции он стал управляющим, а затем и директором Большого театра, получив возможность заняться общественной работой, к которой тянулся еще со времени юридической практики. В 1934 г. Собинов по просьбе К. С. Станиславского был назначен заместителем директора по художественной части его Оперного театра. Помимо организаторской и общественной деятельности, Собинов до конца жизни продолжал выступать, гастролировал по городам России и за рубежом.

Василий Качалов, народный артист СССР, отзывался о Собинове так:

«Прекрасный товарищ, живой, отзывчивый, жизнерадостный, экспансивный, Леонид Витальевич проявил себя большим, горячим общественником, особенно ярко с момента революции. И в Большом театре, и в Театре им. Станиславского он проявлял огромную общественную инициативу как художественный руководитель, как директор, как авторитетнейший мастер до самых последних дней своей жизни. И до последних дней от него так и веяло оптимизмом, жизнерадостностью, жизнеутверждением».

А итальянская оперная певица Розина Сторкио, певшая с Собиновым в Милане в «Травиате», «Доне Паскуале», «Фра-Диаволо», вспоминала:

«Собинов был джентльменом как в жизни, так и в театре. Его элегантная фигура, его манера пения, его легкий голос, благородная интерпретация персонажей сделали его любимцем самой строгой публики, везде он был триумфатором. Я счастлива, что разделила с ним и с Федором Шаляпиным лучшие дни нашей артистической жизни. Да будет ему вечная память, ему, который так высоко держал традиции своей страны, своей любимой России».

Леонид Собинов исполняет арию Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»
Запись 1904-1911 г.
Арх. № ф 4, ед. уч. 71752

Время звучания: 
4 мин. 19 сек.