190 лет со дня рождения Иоганнеса Брамса

07.05.2023

Крупный немецкий композитор Иоганнес Брамс родился в музыкальной семье, в детстве освоил игру на различных струнных и духовых музыкальных инструментах. Особенно мальчика привлекало фортепиано, он занимался с хорошими педагогами.

Уже в 10 лет Брамс участвовал в камерном ансамбле, а в 15 – дал сольный концерт. Для заработка Брамс играл на фортепиано в кабачках, работал пианистом в оперном театре и т.п. Появились первые изданные сочинения Брамса – 3 сонаты и скерцо для фортепиано, восхитившие Р.Шумана. Их встреча произошла в 1853 г. и повлияла на дальнейшую жизнь молодого музыканта.

В своем творчестве Брамс обращался в основном к классическим инструментальным формам и жанрам, выступил как преемник и продолжатель классических традиций в музыке. Брамс много выступал со своими симфоническими и камерными произведениями в городах Германии, Венгрии, Польши, Голландии, Швейцарии, Италии и др. Творчество Брамса, глубокое по содержанию и совершенное по мастерству, принадлежит к замечательным художественным достижениям немецкой культуры 1-й половины 19 века. Композитор создал самобытный творческий стиль, его музыка обладает своеобразными национальными чертами. При этом Брамс говорил: "Народная песня – мой идеал".

Еще в 1849 г.  он познакомился с венгерским скрипачом Э.Ременьи и выступал с ним в качестве аккомпаниатора в артистических турне. В репертуаре Ременьи были в основном мелодии венгерских песен и танцев. Это обстоятельство сыграло важную роль в появлении интереса И.Брамса к венгерскому фольклору, к народной музыке вообще. Одно из самых популярных и эффектных сочинений И.Брамса, "Венгерские танцы" (Ungarische Tanze), в которых использованы характерные мелодические обороты, ритмы венгерской народной музыки, сразу узнаются на слух. 1-я и 2-я тетради, включающие 10 танцев, вышли в 1869 г., 3-я и 4-я (11 танцев) – в 1880 г. Венгерские танцы сразу же снискали необычайную популярность, существует множество переложений для различных инструментов и оркестровых составов. На начальном этапе И.Брамс написал танцы для фортепиано в 4 руки, затем появилось авторское переложение для игры в 2 руки. Из всего цикла только танцы №№ 11, 14 и 16 сочинены самим И.Брамсом, остальные созданы им на основе венгерско-цыганских мотивов. Танцы еще при жизни И.Брамса были оркестрованы им самим и другими известными аранжировщиками. Эти пьесы наполнены очарованием, лиризмом, энергией и задором. В рамках одной пьесы автор сочетает несколько контрастных мелодий, варьирует их. Венгерские танцы актуальны и востребованы до сего времени, вызывают интерес профессиональных музыкантов и слушателей.

Сегодня предлагаем вашему вниманию Венгерский танец Брамса № 5, наиболее известный, основанный на чардаше Белы Келера, в исполнении Симфонического оркестра Гамбургской государственной филармонии, дирижер Л.Людвиг

Венгерский танец Брамса № 5
Арх. № ф. 98, оп. 1, ед. уч. 568-2

Время звучания: 
03 мин. 14 сек.