115-летие со дня рождения авиаконструктора Олега Антонова

07.02.2021

Авиаконструктор, академик АН СССР и АН Украины Олег Константинович Антонов родился в дворянской семье. Его прадед, Д.Антонов, был декабристом, дружил с К.Рылеевым. С 1912 г. семья жила в Саратове. С детства Антонов слышал рассказы студента, приехавшего из Москвы, двоюродного брата Владислава, об авиации.

Позднее Антонов писал:

«Рассказы произвели на меня огромное впечатление. Прошло шестьдесят четыре года, а я и поныне помню те вечера. Тогда я и решил, что буду летать».

Бабушка подарила внуку первую в его жизни модель аэроплана с резиномотором. С этого времени Атонов начал коллекционировать все, касающиеся авиации – рисунки, фото, литературу, модели. Этот своеобразный «справочник» впоследствии помог Антонову: он знал всю историю самолетостроения. По мнению Антонова, «это собрание научило смотреть на летательные аппараты под углом зрения их развития. Никто не убедит меня, что Юнкерс первым создал для самолета «свободнонесущие крылья». Это было сделано во Франции еще задолго до него – в 1911 году конструктором Левассером». В 1921 г. он подал заявление в Красный Воздушный флот с просьбой принять его в авиационную школу, но получил отказ по причине слишком юного возраста и того, что принимали только командиров Красной Армии. В 1924 г., учась в саратовском реальном училище, Антонов организовал кружок любителей авиации, построил свой первый планер. После закрытия училища Антонов участвовал во Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле на горе Узын-Сырт. В 1930 г. Антонов окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И.Калинина (отделение гидроавиации). Будучи студентом, он должен был зарабатывать на жизнь, устроился на работу инструктором авиамодельного кружка, писал заметки в газеты, рисовал плакаты,  мастерил модели самолетов. А помимо этого, он успешно сдавал зачеты, посещал лекции, проходил практику, проектировал и строил планеры, летал на них, ходил в театры и на выставки. Как Антонов успевал все это? Позднее, на вопрос «Как справляться с делами?», он ответил, что нужно «делать неторопливые действия без интервалов между ними». С 1931 г. Антонов возглавил техническую часть Высшей летно-планерной школы в Коктебеле и Центральное бюро планерных конструкций Осовиахима, продолжая проектировать и строить планеры.

С 1933 по 1941 г. Антонов был главным конструктором планерного завода в Тушино, ведущим инженером КБ А.С.Яковлева, главным конструктором завода в Ленинграде. К началу Великой Отечественной войны Антонов был главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности. В начале войны он разработал ряд десантных планеров, в том числе А-7 (десантный), А-2 (двухместный), А-40 («крылатый танк» - для перевозки танков по воздуху). Планер А-7 широко использовался для снабжения партизанских отрядов за линией фронта, поэтому вполне закономерно, что его конструктор Антонов был награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

В 1943 – 1946 гг. Антонов работал заместителем главного конструктора ОКБ А.С.Яковлева и, одновременно, в 1945 – 1946 гг. – директором филиала ОКБ на авиазаводе № 153 в Новосибирске. Здесь он участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9, Як-3. С мая 1946 г. Антонов стал главным конструктором ОКБ по гражданским и транспортным самолетам. В Новосибирске были сконструированы самолеты Ан-2, Ан-6, планеры-парители А-9, и А-10. Многоцелевой самолет Ан-2, совершивший свой первый полет в 1947 г., стал лучшим в мире бипланом, летает до сих пор. Ан-2 («Аннушка» или «Старик Антонов») был и воздушным хлеборобом, и крылатым санитаром, и выполнял множество различных задач народного хозяйства.

В 1952 г. ОКБ Антонова было переведено в Киев, переименовано в ОКБ-473, с 1966 г. стало Киевским механическим заводом, сейчас – АНТК им. О.К.Антонова.

Антонов считается «отцом» транспортной авиации. В ОКБ под его руководством проектировались транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-32 и др.; пассажирские самолеты Ан-10, Ан-14 «Пчелка», Ан-24. Из ОКБ Антонова вышли также реактивные транспортные самолеты Ан-72 и Ан-124 «Руслан» (грузоподъемностью до 170 тонн), многоцелевые Ан-3, Ан-28, планеры. Среди профессионалов самолеты Антонова ценят за возможность взлета с малых аэродромов, высокую маневренность, способность перевозки крупногабаритных грузов, сравнительную дешевизну. На самолетах, разработанных под руководством Антонова было установлено 244 мировых авиационных рекорда. Иногда с самолетами случались трагедии. Ан-10 с пассажирами упал под Харьковом. На глазах Антонова разбился Ан-8. Конструктор тяжело переживал эти события, говорил друзьям:

«Больше не буду строить пассажирские самолеты. Не переживу одновременную гибель многих людей. После аварии с «десяткой» я не единожды просыпался ночью в холодном поту».

Спроектированный в ОКБ Ан-22 «Антей» грузоподъемностью до 100 тонн первый в мире широкофюзеляжный самолет, стал новым шагом в самолетостроении. В то время он превосходил размерами все существующие самолеты. На «Антее» был установлен 41 авиационный рекорд. «Антей» стал главной сенсацией 26-го Международного авиакосмического салона в Париже в 1965 г. Газета «Таймс» писала:

«Благодаря этому самолету Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении». Особенно поразила всех личность самого Антонова. Пресса писала: «Конструктор элегантный, с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает по английском и французском языках».

Действительно, Антонов был человеком высокообразованным, эрудированным. Он увлекался живописью, писал стихи. Он выработал собственный стиль работы и общения с людьми. При колоссальной ежедневной загруженности, он четко планировал свою работу, начиная рабочий день ровно в 9 часов утра, знакомился с почтой, обсуждал чертежи, координировал работу цехов, отделов, групп, при этом был всегда доброжелательным и внимательным к сотрудникам. Жил Антонов в коттедже недалеко от Киева. Особенно любил он свой сад: «Немало конструкторских находок было сделано мною между черноплодной рябиной и яблонями, между облепихой и орешником. Работа в саду повышает мою работоспособность, в итоге сад не отнимает, а экономит время». Процесс творческого мышления у Антонова никогда не прерывался – в служебном кабинете и дома у него всегда была под рукой чертежная доска. Он часто начинал чертить внезапно, бросая все дела. В итоге – 72 авторских свидетельств на изобретения. Антонов любил спорт, играл в настольный теннис, ходил на лыжах и в пешие походы, и это несмотря на возвращающийся время от времени туберкулез. Антонов находил время и для научной работы – он автор около 200 научных трудов, 4 книг, десятков научных статей.

Фрагменты радиобеседы с О.К.Антоновым
Арх. № ф. 21, оп. 4, ед. уч. 59

Время звучания: 
2 мин. 54 сек.