110-летие со дня рождения актрисы Марии Мироновой

07.01.2021

Строго говоря, данные о дате рождения Марии Владимировны Мироновой несколько разнятся (в некоторых источниках информации днем ее рождения считается 6 января). Но это не мешает нам вспомнить эту замечательную артистку. Народная артистка СССР Миронова была в советское время очень популярной, играя в театре, снимаясь в кино, выступая на эстраде. Отец ее любил музыку, театр, живопись и прививал эту любовь своей дочери. В 7 лет Машу Миронову отдали учиться в опытно-показательную школу им. Ф.Нансена, где девочка начала изучать актерское мастерство, участвовала во всех постановках школьного театра.

«Как я пришла в театр? - вспоминала Миронова, - Это было до революции, до катастрофы, Летом творческая жизнь московская перемещалась в дачные местности: Малаховку, Красково, Удельное. В Малаховке был драматический театр, в котором заправлял антрепренер Иосиф Иванович Горелов. Первый раз я на сцену вышла у него в театре. До этого выступала в Благородном собрании, но я просто танцевала «Вальс» Шопена. Потом, когда была постарше, я там играла много ролей. Видите ли, там до революции и даже некоторое время после, был очаг культуры».

В 1927 г. Миронова, после окончания Театрального техникума им. Луначарского (сейчас - ГИТИС) пришла в труппу МХАТ 2-го, где и прослужила до 1931 г. В 1928 г. состоялся ее дебют как эстрадной артистки на сцене Колонного зала Дома союзов – она выступала с чтением рассказа Чехова «Случай с классиком». Известная актриса С.Гиацинтова вспоминала: «Миронова ни к кому не пристраивалась, ни в какие группировки не входила, и при этом к делу относилась свято, с большим рвением». Однако во МХАТе ролей Мироновой предлагали мало, и она перешла в труппу Московского государственного мюзик-холла (1932 г.), причем играла одновременно и в Московском театре оперетты, и в Московском театре транспорта (сейчас – Московский драматический театр им. Гоголя), и выступала на эстраде. 

Впервые Миронова снялась в кино в 1934 г. в фильме «Настенька Устинова», а известность ей принесла роль секретаря бюрократа Бывалова Зои Ивановны в комедии Г.Александрова «Волга-Волга».

В конце 1938 г. Миронова пришла в труппу только что созданного Государственного театра эстрады и миниатюр, работала с большой отдачей, была задействована во всех спектаклях. Здесь состоялось ее знакомство с А.Менакером, которое изменило всю ее жизнь.  Вообще 1939 год стал знаковым для Мироновой. Она участвовала в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стала лауреатом. Осенью 1939 г. Миронова и Менакер впервые выступили вместе на эстраде с сатирическими диалогами. Дебют был с восторгом принят публикой и прессой. Вскоре они поженились, хотя на момент начала их романа оба не были свободны, и больше не расставались, проработали вместе более 30 лет. Во время Великой Отечественной войны Миронова выступала в актерских фронтовых бригадах, в 1947 г. недолго играла в Камерном театре под руководством А.Таирова. С 1948 г. Миронова работала на эстраде в дуэте с мужем. В 1952 г. эстрадный дуэт официально оформился в театр двух актеров – «Миронова и Менакер». С 1954 г. и до самой смерти Менакера в 1982 г. они выступали в Московском театре эстрады. Театр двух актеров в течение 30 лет существования выпустил 9 премьерных спектаклей, с которыми артисты объездили весь СССР, гастролировали за границей. В одном интервью Миронова говорила: «Александр Семенович сделал для меня театр. Даже знаменитый Николай Павлович Смирнов-Сокольский, который незаслуженно забыт сейчас, очень умный и талантливый человек, называл нас с Менакером «внутренними эмигрантами от эстрады». Мы всегда хотели играть. Нам писали те же драматурги, что творили для театра: Володин, Зорин, Штейн… У нас были лучшие режиссеры, художники, был прекрасный театр. Это сделал Александр Семенович». После войны Миронова начала выступать бесплатно, а деньги за билеты отдавать сиротам. Она обратилась с этим начинанием к Сталину: «В свой выходной я совместно с моими товарищами по работе устроила творческий вечер. Сбор в сумме 16750 рублей вношу в фонд помощи детям фронтовиков. Вызываю мастеров советского искусства принять участие в организации этого фонда. Артистка Московского театра миниатюр, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Миронова». Сталин прислал ответ: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии».

Миронова сыграла около 30 ролей в кино: «Волга-Волга», «Веселые звезды», «Запасной игрок», «Мы с вами где-то встречались», «Старый знакомый», «Мужчина и женщины» (все женские роли играла Миронова), фильм-спектакль «Понедельник – день тяжелый», «Марица», «Эшелон» и др.  Миронова создала множество комедийных и остросатирических образов в спектаклях «Говорящие письма», «Дела семейные», «Волки в городе», «Номер в отеле», «Кляксы» и т.д. Она исполняла монологи, которые писали специально для нее А.Арканов, Г.Горин, С.Альтов, А.Володарский, играла в интермедиях по произведениям М.Зощенко, М.Ардова, Л.Ленча, Б.Ласкина, В.Дыховичного и М.Слободского. Миронова придумала новый жанр на эстраде – телефонные разговоры, ее знаменитый типаж – «телефонная террористка Капа» - долгие годы была любима публикой.

Миронова обладала сильным характером, за глаза ее называли «железной леди». Характерно, что в их совместных выступлениях Менакер всегда выступал в образе «мужа-подкаблучника». Режиссер Б.Львов-Анохин написал о них: «Незабываем театр двух актеров – Мироновой и Менакера. Этот дуэт встречали с восторгом во всех городах и всей России. Их разговоры, споры, ссоры, препирательства заставляли стонать от смеха огромные залы, до отказа набитые зрителями. Я имел счастье репетировать с ними в их счастливом доме. Дом был счастливым, потому что в нем никогда не прекращалась игра – опять-таки юмористические споры, ссоры, препирательства, обмен колкостями, - быт был весело театрализован, состоял из талантливейших импровизаций, этюдов, остроумных пассажей. Очень смешные игры, в которых сквозь юмор светилась огромная нежность (…). Миронова и Менакер очень любили друг друга, любили играть друг с другом. Стихия счастливой игры пронизывала их существование на сцене и в жизни».

После смерти Менакера в 1982 г., а через пять лет их единственного сына, известного актера Андрея Миронова, Мария Владимировна долгое время не играла ни в театре, ни на эстраде. В интервью она сказала: «Моя жизнь кончилась со смертью Андрея. Я думала, что уже никогда не подниму головы. Никогда. Но меня спас один человек. Мне вдруг позвонил Олег Павлович. Он понял, наверное, в каком я страшном состоянии, и сказал одну лишь фразу: «Мадам, а не хотели бы вы поиграть в моем театре?». Я сказала: «Спасибо, хочу». И он взял меня в свой театр. Я была счастлива, пока была в этом театре, и с нежностью вспоминаю спектакль «Норд-ост...». В театре Табакова, где Миронова работала с 1990 г., помимо «Норд-оста» Миронова играла в спектакле «Учитель русского». В 1996 г. состоялся ее бенефис в театре «Школа современной пьесы». В последний раз Миронова была на сцене в спектакле «Уходил старик от старухи».

Замечательная, яркая характерная актриса Мария Владимировна Миронова запомнилась всем, кто видел и слышал ее в кино или на эстраде. В соавторстве с мужем она написала книгу «В своем репертуаре», которая увидела свет в 1984 г., уже после смерти Менакера, В последнем телевизионном интервью за 10 дней до ухода из жизни на вопрос Караулова: «Скажите, Мария Владимировна, что сейчас должен сделать русский народ?», она ответила: «Напрячь совесть». Это понятно, если вспомнить, что шел тяжелый для нашей страны 1997 год, как и все 1990-е.

Сейчас – фрагмент эстрадного представления «В нашем доме» с участием Мироновой и Менакера.

Запись 1954 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 493

Время звучания: 
8 мин. 19 сек.