135-летие со дня рождения певицы Надежды Обуховой

06.03.2021

Народная артистка СССР, оперная певица Надежда Андреевна Обухова родилась в дворянской семье. Одним из ее предков был известный поэт Е.Баратынский. Обухова хотела стать певицей с детства. Но тогда же у нее нашли начало туберкулезного процесса. Дед Обуховой с двумя внучками отправился для их лечения в Ниццу. Здесь лечение совмещалось с учением – девочки изучали французский и итальянский языки, брали уроки пения, изучали русскую историю и литературу. Конечно, посещали театр в Монте-Карло. Тогда Обухова впервые услышала Ф.Шаляпина, и это ее потрясло. В 1906 г., после смерти деда, она возвратилась домой и поступила в консерваторию. Через некоторое время болезнь вернулась, пришлось прервать занятия и отправиться для лечения в Неаполь. Когда болезнь отступила, Обухова возвратилась и возобновила занятия в консерватории. Еще студенткой она начала участвовать в концертах – но под именем «госпожа Андреева» - дворянки не могли тогда выступать под своими именами. Обухову услышала А.Нежданова и стала на долгие годы покровительницей и другом молодой певицы. 

Дебют Обуховой в опере состоялся 5 февраля 1916 г. – она исполнила партию Полины в опере П.Чайковского «Пиковая дама» в Большом театре. В сезоне 1916 – 1917 гг. Обухова уже поет ведущие партии в 12 операх: «Аида», «Евгений Онегин», «Самсон и Далила», «Садко», «Царская невеста», «Снегурочка» и др. О своем дебюте певица вспоминала:

«Первое выступление! Какое воспоминание в душе артиста может сравниться с памятью об этом дне? Полная радужных надежд, вышла я на сцену Большого театра, как входят в родной дом. Таким домом был и остался для меня этот театр на протяжении всей моей более чем тридцатилетней работы в нем. Здесь прошла большая часть моей жизни, с этим театром связаны все мои творческие радости и удачи. Достаточно сказать, что за все годы своей артистической деятельности я ни разу не выступала на сцене какого-нибудь другого театра».

Так Обухова стала солисткой Большого театра. Ее голос – меццо-сопрано – редкий по красоте и богатству тембра, широчайшего диапазона. Она могла исполнять партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. При этом Обухова была наделена неповторимым сценическим обаянием, совершенным вокальным мастерством. Ее сценические образы отличались особой искренностью и благородством. Партнерами Обуховой по сцене в разные годы были П.Словцов, Л.Собинов, В.Петров, И.Козловский и др. выдающиеся певцы. И.Козловский, сосед певицы по дому, вспоминал:

«Обухова была неутомима и увлекала всякого, кто начинал с ней работать. Вопреки всем правилам, Надежда Андреевна частенько принималась петь в час ночи. Я, как и многие люди люблю тишину, но, когда начинал звучать голос Обуховой, всегда невольно охватывало волнение».

Вот что пишет о творчестве Обуховой известная певица Е.Катульская:

«Каждый спектакль с участием Надежды Андреевны казался торжественным и праздничным и вызывал всеобщий восторг. (…) Владея изумительной способностью художественного перевоплощения, Надежда Андреевна умела находить для убедительной обрисовки характера сценического образа, для выражения различных человеческих чувств необходимую окраску интонации, тонкую нюансировку. Естественность исполнения всегда сочеталась у нее с красотой звука и выразительностью слова».

А вот отзыв известного дирижера Большого театра Н.Голованова:

«Можно изумляться мастерству и технике итальянских певиц, но действительный экстаз, то есть какое-то возвышенное состояние души может побудить только неповторимо проникновенное, от сердца идущее чудесное пение наших русских певиц, - таких, как Нежданова и Обухова».

Непролетарское происхождение, к счастью, не сказалось на жизни и карьере Обуховой. 2 ноября 1918 г., например, она вместе с А.Неждановой, В.Петровым и Л.Собиновым участвовала в грандиозном концерте: исполнялись «Поэма экстаза» А.Скрябина и Девятая симфония Бетховена. Со вступительной речью выступил А.Луначарский.

На сцене Большого театра Обухова спела более 25 оперных партий. Она покинула оперную сцену в расцвете сил в 1943 г. и посвятила себя концертной деятельности. В репертуаре Обуховой было более 300 романсов и песен, партии меццо-сопрано в Девятой симфонии Бетховена, Первой симфонии Скрябина, Реквиеме Моцарта. Как камерная певица Обухова снискала такую же славу, как и на оперной сцене, исполняя с неповторимым мастерством народные песни и романсы. Особенно активно она выступала в 1940 – 1950 гг., исполняла по радио песни, романсы, арии. В годы Великой Отечественной войны ее выступления производили неизгладимое впечатление на бойцов Красной армии – солдаты с фронтов писали ей восторженные письма. Обухова много гастролировала по Советскому Союзу. Даже на склоне лет, в 75-летнем возрасте Обухова поражала слушателей чистотой и душевностью своего меццо-сопрано. Незадолго до своего ухода из жизни, 3 июня 1961 г. в Доме актера она дала сольный концерт, а 26 июня спела там же целое отделение концерта.

Любимым композитором Обуховой был Н.Римский-Корсаков. Она написала статью, посвященную творчеству композитора – «Дорогие сердцу образы», в которой размышляла о музыке Римского-Корсакова:

«Каждый художник имеет свою излюбленную тему в искусстве. (…) Есть эта тема и в музыке Римского-Корсакова – чудесного, проникновенного певца русской природы, русского народного быта. В его произведениях прекрасно воплощен национальный русский характер во всей его самобытности – чистый и сильный, суровый и любящий, мужественный и трогательный. Большинство опер Римского-Корсакова посвящено русской тематике – сказочной, былинной или исторической. (…) С детства я люблю русскую природу, русскую деревню, мне дороги черты русских людей, поэтому мне особенно близки и понятны произведения Римского-Корсакова. Созданные им поэтические образы глубоко волнуют меня, помогают разобраться в жизненных ощущениях и облагораживают душу. (…) Я счастлива, что за годы работы в Большом театре мне пришлось петь во многих операх Римского-Корсакова».

Обухова говорит, что партии Любавы в «Садко», Любаши в «Царской невесте», Весны в «Снегурочке» составляли основу ее оперного репертуара. Обухова была всегда исключительно внимательна к слову, бережно относилась к нему. Это способствовало максимальной художественной выразительности образа и в операх, и в песнях и камерно-романсовом репертуаре. Ее работа над ролью начиналась с тщательного изучения клавира, проработки его. Например, сохранились клавиры «Хованщины» Мусоргского, или «Царской невесты» Римского-Корсакова и др. с карандашными пометками Обуховой. О своей работе над образами Обухова рассказывала:

«Подолгу сидя за роялем с клавиром, вдумывалась в каждое слово, фразу, ища верную смысловую интонацию, впевалась в каждую ноту, добиваясь естественности звучания… С самого начала я не ограничивалась изучением только музыкального материала. Мне хотелось найти эмоциональную окраску каждого момента сценической жизни Любаши, исходя из понимания образа в целом».

 

Давайте насладимся прекрасным искусством Надежды Андреевны Обуховой. Вы услышите сегодня:

Н.Римский-Корсаков. «Царская невеста», опера. Сцена Любаши и Грязного из 1 д. (фрагмент)
Н.Обухова – Любаша, А.Иванов – Грязной. Оркестр ГАБТ СССР, дирижер А.Мелик-Пашаев.
Запись 1940 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 42739

Время звучания: 
9 мин. 19 сек.

П.Булахов, сл. Д.Давыдова, Н.Обухова. «Не пробуждай воспоминанья», романс
Запись 1947 г.
Арх. № ф. 540, оп. 13 г, ед. уч. 347

Время звучания: 
2 мин. 42 сек.