335–летие со дня рождения Георга Фридриха Генделя

05.03.2020

Гендель родился в немецком городе Галле в семье придворного цирюльника-хирурга. Уже в детстве проявил музыкальные способности, и отец отдал его на обучение композитору Фридриху Вильгельму Цахау. Под его руководством Гендель изучил основы композиции и игры на музыкальных инструментах.

В 1702 г. Гендель поступил в местный университет на юридический факультет, но уже через год отправился в Гамбург, где присоединился к скрипичной секции оперного оркестра и иногда выступал как клавесинист. В 1705 г. с огромным успехом прошла премьера его первой оперы «Альмира». Следующая опера «Нерон» оказалась неудачной. Гендель уволился из театра и в 1705-1706 г. отправился в Италию по приглашению герцога Джан Гастоне Медичи.

Путешествуя по Италии, Гендель познакомился с местными знаменитыми музыкантами, среди которых Арканджело Корелли, Алессандро и Доменико Скарлатти, и существенно развил собственный музыкальный стиль. В Риме был на службе у маркиза Франческо Мария Русполи, во Флоренции — у герцога Фердинанда Медичи. Написал несколько опер, множество итальянских сольных кантат и других произведений. Сенсационный успех принесла премьера его оперы «Агриппина» в Венеции в 1709-1710 г.

Заработав в Италии международную известность, Гендель в 1710 г. был назначен руководителем оркестра — капельмейстером курфюрста Георга Ганноверского, которому предстояло стать королем Великобритании. С его позволения Гендель отправился в Лондон, где сделал блестящую карьеру.

Дальнейшая биография Генделя состоит преимущественно из новых премьер, успехов и высоких назначений, хотя он не избежал и падений, борьбы с конкурентами и недоброжелателями. Всю оставшуюся жизнь, изредка выезжая по делам, он жил и работал в Лондоне, где заработал репутацию классического композитора. В 1713 г. королева Анна назначила Генделю пенсию в 200 фунтов стерлингов. Через год Анна умерла, и ее место занял Георг Ганноверский, ставший королем Георгом I. Согласно легенде, Георг обиделся на Генделя за то, что тот, уехав когда-то в Лондон, предпочел остаться там и не возвращаться к нему в Ганновер. Став королем, Георг с семьей сам переехал в Лондон, и в 1717 г. состоялась традиционная королевская прогулка на корабле по Темзе. Во время нее звучали генделевские сюиты «Музыка на воде», которые привели короля в такой восторг, что он простил композитору обиду. Этот эпизод изобразил в XIX в. немецкий художник Эдуард Хамман. Биографы пишут, что красивая история с королевской прогулкой — всего лишь легенда. Прогулка была, сюиты действительно исполняли, но серьезной обиды у Георга не было. Наоборот, он не переставал ценить музыку Генделя и, став королем, еще в 1714 г. пожаловал ему пожизненную пенсию.

В 1719 г. Георг с группой меценатов основал Королевскую академию музыки, и Гендель стал ее главным дирижером и музыкальным руководителем. Георгу композитор посвятил оперу «Радамист», поставленную весной 1720 г. В 1723 г. Гендель стал композитором Королевской капеллы и учителем музыки в королевской семье. В 1727 г. парламент и король приняли решение о натурализации Генделя, он стал британским подданным. Летом Георг I умер, и коронация нового правителя, Георга II, состоялась под «Коронационные антемы» Генделя.

Новые оперы успешно ставились в Королевской академии, но в 1728 г. она столкнулась с финансовым кризисом, а сам Гендель — с кризисом серьезного направления в искусстве, в котором работал. Причина кризиса была в чрезвычайном успехе пародийной «Оперы нищего» Дж. Гея и Дж. Пепуша, исполненной в театре Линкольнс-Инн-Филдс. Эта опера-баллада представила альтернативный оперный жанр, в котором использовались комедийные и ассоциируемые с «низким» искусством элементы: диалоги на разговорном английском языке, популярные мелодии и пародийно перепетые арии. «Опера нищего», сыгранная 62 раза, по числу представлений оказалась успешнее любой из опер Генделя. Кризис привел к реорганизации Королевской академии. Гендель стал фактически одним из руководителей театра и набрал в Италии новую труппу.

В 1733 г. у Королевской академии появился новый конкурент — «Опера знати», основанная группой аристократов во главе с Фредериком, принцем Уэльским. Фредерик не любил отца, и новый театр стал частью политической интриги против Георга II и самого Генделя как представителя двора. «Опера знати» переманила большинство солистов академии, затем и контракт Генделя с академией закончился, и ее здание перешло к «Опере знати». Сам же Гендель со своей труппой перешел в новый театр Ковент-Гарден, где стал ставить новые оперы. Но, спустя четыре года, «Опера знати» обанкротилась, и новый театральный сезон 1738 г. Гендель начал вновь в здании Королевского театра. В этом же году в парке Воксхолл открыли статую Генделя, созданную Луи Франсуа Рубийяком.

Гендель продолжал работать, хотя здоровье постепенно ухудшалось, а интерес публики к его творчеству периодически падал так, что премьеры давались при полупустых залах. При этом он сочинял оперы и оратории, помогал Воспитательному приюту для подкидышей и Фонду помощи семьям умерших музыкантов, участвуя в благотворительных концертах в его поддержку. В 1741 г. Гендель написал «Мессию» — свою самую знаменитую ораторию. Через 2 года он пережил «паралитическое расстройство», а в 1752 г. полностью ослеп, поэтому самостоятельную творческую и исполнительскую работу, в основном, прекратил. С посторонней помощью в 1757 г. Гендель переработал ораторию «Триумф времени» и сочинил заключительный хор к оратории «Эсфирь». Через два года, 14 апреля 1759 г., успев на смертном одре попрощаться с друзьями и последний раз изменить завещание, он умер.

Наследие Генделя поражает воображение. 42 оперы, 25 ораторий, более 120 камерных кантат, множество од, серенад, церковных и инструментальных произведений. Чрезвычайная плодовитость в сочетании с предприимчивостью и деловой хваткой сделали Генделя уважаемым классиком, еще при жизни удостоенным памятника, хотя, поддерживать такую репутацию было непросто. Его знали и как придворного композитора, что не только давало привилегии, но и вынуждало по-своему участвовать в политических играх при дворе. Музыка Генделя уникальна и тем, что привлекала широкую аудиторию, несмотря на приверженность композитора серьезному искусству, которое понимают не все.

Предлагаем послушать произведения прославленного барочного композитора Генделя в исполнении Ансамбля скрипачей Большого театра СССР под управлением Ю.М. Реентовича. 

«Ария», обр. К. Флеша. Запись 1962 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. № 34205/06

Время звучания: 
4 мин. 58 сек.

«Лярго», обр. Г. Безрукова. Запись 1962 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. № 34205/06

Время звучания: 
4 мин. 00 сек.