310 лет со дня рождения Джованни Баттиста Перголези

04.01.2020

Прожив всего 26 лет, Джованни Баттиста Перголези прославился как автор опер и духовной музыки, писал и светские инструментальные произведения. Большую часть своей короткой жизни он работал под покровительством Фердинандо Колонна, принца Стильяно, и Доменико Марцио Карафа, герцога Маддалони.

Джованни Баттиста Перголези родился в 1710 г. в итальянском городе Ези. «Перголези» - это деноним, то есть, прозвище, образованное от именования коммуны Пергола, где родились предки композитора. В Ези он учился у местного музыканта Франческо Сантини. В 1725 г. приехал в Неаполь, где прожил почти всю оставшуюся жизнь. Там учился в Консерватории деи-Повери у известных педагогов Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео, и заработал репутацию хорошего скрипача. В 1731 г. в неаполитанском театре Сан-Бартоломео поставили его первую оперу «Салюстия». 

Перголези считают родоначальником жанра оперы-буффа - комической, шуточной оперы. Первой его попыткой написать музыкальную комедию стала опера «Влюблённый монах», поставленная в 1732 г. в театре деи-Фиорентини. В 1733 г. состоялась премьера следующей оперы «Гордый пленник». Между актами этой оперы-seria, «серьёзной оперы», Перголези, по устоявшейся театральной традиции, поместил две комедийные интермедии «La serva padrona», которые понравились публике. Вскоре на их основе композитор составил полноценную комедийную оперу - «Служанка-госпожа». Это самая ранняя опера-буффа, которую регулярно исполняют до сих пор. Сюжет у неё весёлый и бытовой, эти особенности характерны для нового жанра. Пожилой холостяк Уберто недоволен своевольной служанкой Серпиной, которая, возомнив себя хозяйкой в доме, отказалась ему служить. Назло ей, Уберто приказал слуге Веспоне найти для него жену. Тогда служанка, сговорившись с Веспоне, идёт на хитрость: сообщает Уберто, что выходит замуж за грозного военного по имени Темпеста. Затем слуга, замаскированный под Темпеста, приходит к Уберто и ставит ультиматум: либо ему заплатят большое приданое за Серпину, либо Уберто женится на ней вместо него. Чтобы не потерять деньги, Уберто соглашается жениться на служанке. Получив согласие, Серпина и Веспоне раскрывают свою хитрость, но Уберто понимает, что всё это время любил Серпину. История кончается женитьбой.

В 1734 г., в Риме, Перголези дирижировал ансамблем, исполнявшим его духовное сочинение - Мессу в фа-мажоре. Следующие произведения Перголези не пользовались большим успехом при его жизни. Здоровье ухудшалось, и в 1736 г. он ушёл во францисканский монастырь в Поццуоли близ Неаполя. Там, живя в нищете, закончил ещё одно известнейшее произведение - обработку средневековой секвенции «Stabat Mater». Её текст повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Христа. По легенде, Перголези взялся за это сочинение под впечатлением от смерти возлюбленной: не получив родительского согласия на брак с композитором, она, шестнадцатилетняя неаполитанка, ушла в монастырь и там умерла. 16 марта, едва дописав «Stabat Mater», и сам Перголези умер от туберкулёза. Его похоронили в местном кафедральном соборе.

Славу за пределами Рима и Неаполя произведения Перголези обрели уже после его смерти. Так было и с оперой «Служанка-госпожа». В 1752 г. итальянская гастролирующая труппа с успехом исполнила её в Париже, и это событие спровоцировало «войну буффонов» - спор, который расколол местное музыкальное сообщество. Сторонники нового жанра спорили с любителями французской придворной оперы, более консервативной. И, хотя буффонов выслали из Франции, этот спор сыграл решающую роль в формировании французской комической оперы. Защищал оперу-буффа даже философ Ж.Ж. Руссо, который и сам написал комическую интермедию «Деревенский колдун». Он так ценил талант Перголези, что советовал молодым музыкантам слушать только его музыку до тех пор, пока им более не понадобится изучать композицию.

Сочинения Перголези были востребованы и в XX веке. В 1920 г. И.Ф. Стравинский переработал его музыку для балета «Пульчинелла». И до сих пор произведения итальянского композитора исполняют по всему миру.

А мы послушаем его произведение - арию в исполнении Валентины Николаевны Левко - оперной певицы, солистки Большого театра в 1960-1982 гг., народной артистки РСФСР. 

Ария («Cato»), Д. Перголези. Исполняет В.Н. Левко (контральто), ансамбль солистов оркестра Большого театра СССР (дирижер А. Брук). Запись 1972 г.

Арх.№ ф.4, ед.уч. № 43148

Время звучания: 
4 мин. 54 сек.