105-летие со дня рождения музыканта Олега Лундстрема

02.04.2021

Выдающийся джазовый музыкант Олег Леонидович Лундстрем, правнук шведского подданного, внук забайкальского лесничего, сын преподавателя гимназии, родился в Чите, вырос в маньчжурском Харбине. Отец его работал там в числе советских специалистов. В семье музыку любили. Двенадцатилетний Олег увлекся фокстротом и даже расписал партитуру на трио. Позднее пришло увлечение джазом, который стал для Лундстрема делом всей жизни. Пластинка с композициями Дюка Эллингтона, найденная Лундстремом в магазине, сыграла свою «роковую» роль. Эту пластинку с композицией «Дорогой старый юг» Лундстрем хранил всю жизнь.

В 1934 г. молодой человек организовал джазовый коллектив, в который вошли несколько молодых людей из семей советских служащих Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). В джаз-банд входили 9 музыкантов, а 18-летний скрипач и пианист Олег Лундстрем был избран руководителем. Они играли на танцах. Через два года все отправились в Шанхай, и там подписали свой первый контракт на работу в отеле «Янцзы». Шанхай – огромный международный портовый центр, в котором существовала крупнейшая на Дальнем Востоке европейская община – более 35 тысяч европейцев и американцев. О мастерстве молодых музыкантов говорило то, что, несмотря на пребывание в городе еще 40 джазовых коллективов, выступления оркестра Лундстрема пользовались большим успехом. Их приглашали в лучшие танцевальные залы «Мажестик» и «Парамаунт». «Шанхайцы» помимо прочего, играли джазовые аранжировки и советских композиторов – «Катюшу» Блантера, «Песню о капитане» Дунаевского, «Чужие города» Вертинского. С последним Лундстрем познакомился лично там же, в Шанхае, куда маэстро приезжал с концертами.

1940 год был вершиной популярности оркестра. В состав его входили уже 14 музыкантов, а Лундстрем сосредоточился на аранжировке и дирижировании. В прессе тех лет его называли «джазовым королем Дальнего Востока».

После окончания Второй Мировой войны у оркестра Лундстрема наступил творческий подъем. В 1946 г. в клубе граждан СССР оркестр дает серьезный филармонический концерт джазовой музыки. Главный номером праздничной программы была первая композиция Лундстрема «Интерлюдия», написанная им под впечатлением «Интерлюдии» Рахманинова. Музыканты задумывались о возвращении в Советский Союз, что и произошло в 1947 г. По возвращении в Казани оркестр стал официальным джазовым коллективом Татарской Автономной республики. Через год вышло постановление ЦК КПСС «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели», которое практически поставило джаз вне закона. Музыканты оркестра Лундстрема были разобщены – направлены в разные коллективы – от оперного театра до оркестров кинотеатров. Но музыканты старались использовать каждую возможность, чтобы собраться и выступать. Такие возможности предоставлял им директор Татарской государственной филармонии, предложив выступать на ее сцене с популярными советскими песнями в джазовой обработке. В это время Лундстрем работал в Театре им Качалова заведующим музыкальной частью, учился в консерватории (окончил в 1953 г.). В Казанской консерватории Лундстрем не только учился, но и преподавал там и руководил студенческим симфоническим оркестром.

В 1955 г. Лундстрем вел цикл радиопередач, представляющих джазовые аранжировки сочинений ведущих татарских композиторов, а также записал их на радио и на грампластинках. Оркестр Лундстрема дал серию концертов в Казанском драматическом театре. Большой успех концертов обратил на себя внимание московских концертных организаций.

1 октября 1956 г. Министерство культуры РСФСР официально разрешило создать Концертный эстрадный оркестр под управлением Лундстрема, в который вошли практически все музыканты, с которыми он играл еще в Шанхае.

В середине 1950-х гг. оркестр Лундстрема выступал в Москве, в том числе с такими композициями, как «Марш-фокстрот», «Бухарский орнамент», «Песня без слов», «Юмореска» и др., которые стали известны всей стране. Первым джазовым оркестром, который выступил на сцене Большого зала Московской консерватории стал оркестр Лундстрема. Этот коллектив объехал более 300 городов Советского Союза и зарубежных стран. Только на студии «Мелодия» было записано 10 грампластинок. Оркестр участвовал в джазовых фестивалях в Эстонии, Польше, Чехословакии, Болгарии, в 1990-х гг. – во Франции и США. В 1970-х гг. состоялась встреча Лундстрема с его кумиром Д.Эллингтоном, который приезжал в Москву.

Оркестр Лундстрема, помимо композиций самого Лундстрема, исполнял произведения Кара Караева, Эшпая, Бабаджаняна, Кажлаева, Кролла и других известных композиторов, чьи сочинения стали классическими образцами отечественного оркестрового джаза. Для Лундстрема-композитора характерен был поиск самобытного национального оркестрового джаза. В произведениях его звучали эстонские и грузинские, татарские и азербайджанские ритмы и напевы.

В год 60-летия (1994 г.) коллектив был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. В 1998 г. Американская библиографическая ассоциация назвала Лундстрема человеком года. Олег Леонидович Лундстрем был народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии РФ, профессором нескольких академий и консерваторий. В 2003 г. Лундстрем передал дирижерскую палочку Г.Гараняну, но продолжал иногда появляться с оркестром на сцене. Конечно, с годами из первоначального состава оркестра остался лишь сам Лундстрем. Он руководил оркестром более 70 лет и говорил:

«Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».

Вы услышите сегодня в исполнении оркестра Лундстрема его легендарную композицию «Интерлюдия», созданную в 1946 г. и посвященную Дню Победы. Исполнение этого произведения произвело фурор, дальневосточная публика была в восторге.

Лундстрем О.Л. «Интерлюдия», композиция
Исполняет оркестр О.Л.Лундстрема
Запись 1959 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 70824

Время звучания: 
6 мин. 03 сек.