Морфесси Юрий Спиридонович - «Баян русской песни»
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.
Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.
Морфесси Юрий Спиридонович (1882 - 1957 гг.) - эстрадный певец, актер оперетты. Юрий Морфесси происходил из семьи греков, в конце 19-го века перебравшихся в Россию и осевших в Одессе. В 1890 г. на прогулочной яхте во время шторма погиб его сорокапятилетний отец Спиридон Морфесси и мать одна воспитывала троих детей. В семье всегда любили музыку, а у Юры обнаружился красивый, чистый и удивительно звонкий голос. С восьми лет мальчик начал петь в церковном хоре, затем увлекся театром. Специально постановкой голоса с ним никто не занимался, но театром и музыкой он грезил с детства.
Согласно одной из легенд из жизни певца, однажды ясным солнечным днем юноша гулял в одесском Детском парке. Его внимание привлек голос уличного торговца-грека, предлагавшего всем желающим за умеренную плату записать свой голос на новом чудо-аппарате, изобретении Т.Эдисона - фонографе. Недолго думая, Юра напел перед прибором романс «Дремлют плакучие ивы». Каково же было его удивление, когда через несколько дней, проходя Николаевским бульваром, он увидел толпу, собравшуюся на звуки какой-то музыки. Ю.Морфесси подошел поближе и услышал романс в своем исполнении.
«Дремлют плакучие ивы», романс (Б.Б., сл. А.Тимофеева)
Запись: 1910-е гг. (Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 61)
Юношу заметили и стали часто приглашать в различные музыкальные салоны Одессы. Рассказывают, что однажды в одном из таких салонов его выступление услышал выдающийся итальянский певец, «король баритонов» ХХ века Маттиа Баттестини, который в составе итальянской труппы часто гастролировал в России, выступал, в том числе, и на сцене оперного театра в Одессе. Именно он и порекомендовал талантливому юноше посвятить себя опере. Юрий начал брать частные уроки пения, собирался ехать для обучения вокалу в Италию, но так и не раздобыл достаточно денег. Тем не менее, начало карьере было положено. Юрия начали постоянно приглашать выступить в многочисленных любительских концертах и оперных спектаклях. Поставленный от природы голос и врожденный артистический талант способствовали тому, что начинающего певца пригласили на прослушивание в Одесский оперный театр, и вскоре, несмотря на отсутствие музыкального образования Ю.Морфесси был принят учеником в труппу Одесского оперного театра, где он дебютировал в партии Валентина в опере «Фауст» Ш.Гуно. Однако оперная карьера длилась недолго. Он понимал, что для работы на большой оперной сцене нужно много учиться. А материальные трудности не позволяли серьезно заниматься музыкальным образованием. Поэтому в конце очередного театрального сезона Ю.Морфесси ушел из оперы и подписал контракт на работу в опереттах и уехал в Ростов-на-Дону. Ему повезло, т.к. здесь у него появилась возможность выступать с такими уже известными мастерами сцены как Н.Ф.Монахов, В.И.Пионтковская, А.М.Давыдов, С.М.Жулинская. Постановки шли с шумным успехом, слава о них докатилась до столицы.
Ария-вальс Адама из оперетты «Продавец птиц» (К.Целлер)
Запись: 1912 г. (Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 61)
В 1906 г. Н.Ф.Монахов, В.И.Пионтковская и Ю.С.Морфесси были приглашены на выгодный контракт в Санкт-Петербург. Ю.Морфесси теперь пел в лучших опереточных труппах, одновременно заключил контракт с варьете «Олимпия». В знаменитом ресторане «Новая Деревня» под Петербургом, певец проводил все свое свободное время, слушая знаменитые цыганские хоры Н.Шишкина и Е.Полякова. Цыганское песенное творчество и исполнительское искусство поразило Ю.Морфесси, он внимательно прислушивался и перенимал их манеру пения. В конце концов он оставил оперетту и перешел на эстраду с сольными концертами русских романсов и цыганских песен.
«Где ты, отзовись», романс (муз. и сл. Л.Я.Дризо)
Запись: 1910-е гг. (Арх.№ ф. 581, оп. 1 "г", ед. уч. 2)
Успех пришел практически сразу. Как гласит еще одна легенда из жизни певца, именно тогда его пение услышал великий Фёдор Иванович Шаляпин, после чего назвал Юрия «Баяном русской песни». Этот эпитет подхватили граммофонные фирмы, нотные издательства, и артиста впоследствии величали только так. Молодой исполнитель становится невероятно модным и популярным, он обласкан вниманием критиков и зрителей. Гонорары за выступления стремительно росли. Двери лучших залов страны были гостеприимно распахнуты для талантливого артиста. Он разрывался между выступлениями в Петербурге и Москве, пел в лучших театрах-буфф, варьете, концертных залах - «Буффе», «Эрмитаже», «Летучей мыши», «Зеленом попугае», «Кривом зеркале», в знаменитом «Яре».
«Осенний сон» («Ночь пройдет, уйдут с зарей мечты…»), вальс (А.Джойс, аранж. Зорина, сл. неизв. автора)
Запись: 1913 г. (Арх.№ ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 1263 (Х-3-62171 (17156))
Каждое его выступление в «Яре» в сопровождении цыганского хора превращалось в феерический, полный неистового веселья концерт. Деньги и вино текли рекой. За кулисы несли цветы и записки от поклонниц с признаниями в любви. Домой он уходил через черный ход. Билеты на его концерты продавались на два месяца вперед. Кроме обеих столиц певец совершал большие концертные поездки по России, не забывая при каждом удобном случае побывать в Одессе, где непременно устраивал благотворительные концерты.
«Я помню вальса звук прелестный», романс (муз. и сл. Н.А.Листова, обр. Ю.Рика)
Запись: 1910-е гг. (Арх.№ ф. 581, оп. 1 "г", ед. уч. 2)
Издатели наперебой добивались права на титульных листах своих изданий помещать рекламу романсов «из репертуара известного исполнителя цыганских романсов, любимца публики Юрия Морфесси». С 1911 г. Ю.С.Морфесси начинает записываться для граммофонных фирм «Зонофон» и «Пишущий Амур». Всего было записано 74 произведения. Он жил в Петербурге, в шикарной квартире в доме на Каменноостровском проспекте, где ему прислуживал - по утверждению еще одной легенды из жизни певца - личный камердинер - лилипут, с которым Ю.Морфесси, забавы ради, любил прогуляться по Невскому в одинаковой одежде. Ему принадлежал дорогой ресторан «Уголок» на Итальянской улице. Певец стал вхож в круги высшей знати, среди его знакомцев представители аристократии и миллионеры. Он дружил с блестящим певцом, в будущем, одним из первых русских авиаторов Николаем Георгиевичем Северским, выступал на одной сцене со звездой оперетты Михаилом Ивановичем Вавичем, был в дружеских отношениях с эстрадной примадонной Анастасией Дмитриевной Вяльцевой и ее супругом, блестящим офицером Василием Викторовичем Бискупским. Интерес к нему постоянно подогревался прессой рассказами о головокружительных любовных похождениях и романах певца. В 1911 г. огромными тиражами выходят его пластинки, где исполняются арии из оперетт, русские и цыганские песни, романсы. Несколько романсов Ю.Морфесси исполнил на цыганском языке. В репертуаре Юрия Морфесси романсы: «Плакучие ивы», «О, позабудь былые увлеченья», «Эх, раз, еще раз», «Я пережил свои желанья», «Вы просите песен», «Хризантемы», «Мираж», «Жалобно стонет», «Я помню вечер», «Время изменится», «Не весь я твой», «Как хороши те очи», «Помнишь ли ночь» и многие другие.
«Те дни прошли» («Она ушла…»), романс (И. де Бове, сл. Н.Белова)
Запись: 1913 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 968 (222392 (17990 b)))
Популярностью пользовались городские и народные песни: «Маруся отравилась», «Умер бедняга», «Ухарь-купец», «Душегрейка», «Коробейники», «Как цветок душистый», «Мурочка», «Сухая корочка», «На последнюю пятерку» и др. Певец исполнял их в белой косоворотке и купеческом кафтане, иногда в поддевке и сапогах. В свои концерты артист часто включал и произведения, написанные для него братом, Денисом Спиридоновичем Морфесси, обладавшим неплохими композиторскими данными. Иногда и сам певец сочинял тексты и музыку для своих песен. В 1912 г. он снялся в кинофильмах «Петля смерти», затем в «Княгине-цыганке», «Веселом мертвеце» и др. Летом 1914 г. он был приглашен выступить перед семьей Императора Николая II на яхте «Полярная звезда». После концерта певцу были пожалованы бриллиантовые запонки в форме двуглавого орла. Певец по праву занял положение одного из лучших эстрадных исполнителей в России. С началом войны в 1914 г. в его репертуаре появились песни патриотического содержания: «Пожар московский», «Рвемся в бой», «Казак Крючков» и др.
«Рвемся в бой мы всей душою», патриотическая песня (Ю.Рик, сл. М.Г.Ярона)
Оцифрованная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1914 г. (Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 30 (222451 (18779 b)))
Он давал благотворительные концерты, записывал пластинки с патриотическими песнями, занимался сбором средств на нужды фронта. Осенью 1917 г. Юрий Морфесси вместе с Фёдором Шаляпиным гастролировал по Восточно-Сибирской дороге. Были выступления в Екатеринбурге, Чите, Владивостоке, Харбине, впереди предстояла поездка и выступления в Японии. Весть об Октябрьской революции заставила певца вернуться в Петроград. Но узнав о смерти царской семьи, с первой волной русской эмиграции Юрий Морфесси в 1918 г. уехал в родную Одессу, туда, где начинался его творческий путь. В городском Доме артистов, на первом этаже здания, он открыл бар «Юрий Морфесси». На втором этаже находилось фешенебельное кабаре с программой «Летучая мышь», в котором выступали такие знаменитые исполнители, как И.Кремер, Н.Плевицкая, Л.Липковская, М.Троицкий, А.Вертинский и молодой Леонид Утёсов. Сам Юрий Морфесси также принимал участие в программах. Одним из его коронных номеров был романс А.Макарова «Вы просите песен, их нет у меня».
«Вы просите песен», цыганский романс (А.(Саша) Макаров, сл. неизвестного автора)
Запись: 1912 г. (Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 61)
Но с середины 1919 г. дела в кабаре начали идти все хуже и хуже. Уже осенью 1920 г., при отступлении Белой армии, потеряв все имущество, на греческом корабле-эсминце «Пантера», взявшем курс на Константинополь, Ю.С.Морфесси вынужден был покинуть Россию. Покинули ее и Иза Кремер, Надежда Плевицкая и Александр Вертинский. Певец очень остро переживал отъезд из России. Позднее он вспоминал: «Сам не понимаю, как это я мог оставить Россию? Это было в Одессе… Кругом паника, хаос, все мечутся, куда-то бегут. Я тоже собрал чемодан, вышел на улицу. Все бежали в порт, пошел и я. А там толпа. Все штурмуют пароход. Подхватило и меня… Сам не знаю, как очутился на пароходе…Не может русский артист, будучи оторванным от своей родины. Он как бы без корня, не питается соком родной земли, и поэтому душевно пуст. Вот так и со мной. Мельчаю…». В покинутой Одессе остался сын Николай, которого певец так больше и не увидел. Ю.Морфесси объехал с концертами несколько стран, тщетно пытаясь найти постоянный заработок - Константинополь, Венеция, Вена, Бухарест, Варшава, Прага, наконец в 1920-х гг. осел в Париже, где пришлось забыть о шикарных залах Дворянских собраний. Он выступал теперь в русских кабаре, изредка давал сольные концерты, затем пел в фешенебельном, только что открывшемся ресторане «Кавказ», позже в знаменитом «Эрмитаже», где ему аккомпанировал известный в русской эмиграции оркестр под управлением князя Голицына. Популярность его, многие годы была велика, концерты всегда проходили с аншлагами. Но, встречавшиеся в Париже с Юрием Морфесси в один голос утверждают, что немногие из эмигрантов переживали разлуку с Родиной так трагически, как Юрий Спиридонович. Гастроли 1929 г. певец закончил в рижском кабаре «Альгамбра» и, получив годовой ангажемент в Югославии, уехал в Белград. Здесь певец встретил свою позднюю любовь. Следует заметить, что в семейной жизни артист не был счастлив, несмотря на то, что слыл дамским сердцеедом и «светским львом». В судьбе Юрия Морфесси любовных страстей хватало с избытком. Проблема была в том, что все возлюбленные артиста были женщинами под стать ему самому – вспыльчивые, с бьющими через край эмоциями. Среди них и роковая мулатка Монолита, неожиданно бросившая певца в разгар отношений, и Женя Мельтен из Австрии, покончившая с собой при загадочных обстоятельствах. В 1911 г. неизвестная красавица так ранила его сердце, что он решил застрелиться и даже приобрел для этого револьвер. Слава Богу, спасли друзья - в веселых пьяных кутежах его печаль быстро улетучилась и стреляться он раздумал. Последняя любовь пришла к Ю.Морфесси в Югославии, где он имел тогда ангажемент. Ее звали Валентина Васильевна Лозовская. Она была, как и все ее предшественницы, девушкой неординарной - вдвое младше певца, обладала жестким характером и привлекательной внешностью. В годы Гражданской войны ее отец был убит большевиками, и Валентина, преисполненная жаждой мести, вместе с братьями вступила в ряды Белой Добровольческой Армии. Участвовала в боевых действиях, была ранена, награждена Георгиевским крестом. Окруженная таким героическим ореолом, молодостью и красотой, она не могла не привлечь к себе уже не молодого, измученного артиста. Но надежды стареющего певца на спокойную семейную жизнь быстро развеялись. Вскоре после шумной свадьбы, выяснилось, что у Валентины сохранились отношения с ее прежним обожателем, богатым югославом-миллионером. Ю.С.Морфесси пытался бороться, он увез любимую жену подальше от соперника, во Францию, в свою парижскую квартиру. Но молодая жена сбежала обратно в Белград, предварительно обобрав певца «до нитки». Все это стало для него огромным душевным потрясением. Несколькими годами позже у него случился недолгий брак с ресторанной певицей Адой Морелли, который также закончился разводом и очередным разочарованием. В разгар семейных неприятностей Ю.Морфесси уехал в Германию для записи грампластинок. В репертуаре, пристально следившего за жизнью в СССР певца, постепенно появились произведения советских композиторов: М.И.Блантера, И.О.Дунаевского, Б.И.Фомина, Б.А.Прозоровского. Ю.С.Морфесси пел «Катюшу», «Вольный ветер», «Сердце» из кинофильма «Веселые ребята» (к песне «Сердце» он даже написал дополнительный куплет). По возвращении из Германии, Юрий Морфесси разошелся с женой и покинул Париж, продолжая гастроли по Европе, в 1933 г. сделал ряд записей в Польше. В 1935 г. он надолго остановился в Югославии. В Белграде, в 1937 г. выступал в баре «Казбек», где познакомился с известным певцом Константином Сокольским из Риги. Они начали выступать вместе, а затем он переехал в Загреб.
«Бубенцы», песня (Н.Бакалейников, сл. А.Кусикова)
Запись: 1930-е гг. (Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 61)
Вскоре в Европе разразилась 2-я Мировая война. В 1941 г. Ю.С.Морфесси вернулся в Париж. Это был самый сложный и «темный» этап в жизни певца. В среде русской эмиграции отношение к вторжению Гитлера в СССР было двояким: одни приняли это как нападению на их Родину и как могли боролись с фашизмом, другие считали, что война – это шанс избавить Россию от большевиков. Если одни эмигранты участвовали в движении «Сопротивления», другие, напротив, формировали различные союзы, дивизии и полки, которые были призваны противостоять Красной армии. К сожалению, не разбиравшийся в политике Юрий Морфесси, придерживался именно последней точки зрения. Время от времени он продолжал давать концерты для представителей, сформированного из русских эмигрантов, Русского охранного корпуса, состоявшего на службе Вермахта. В годы войны он по нескольку раз посещал Прагу, Варшаву и столицы других оккупированных нацистами государств. Известно, что Ю.С.Морфесси частенько ездил в Берлин, где жила его последняя супруга, певица Ада Морелли. Летом 1943 г. в сопровождении хора под управлением Александра Шевченко он осуществил ряд записей для германской фирмы «Полидор». Любопытен эпизод, о котором вспоминают в своих мемуарах многие представители русской эмиграции. Весной 1944 г. в Праге состоялся грандиозный концерт, на котором присутствовали гестаповцы, официальные немецкие лица и примерно тысячи две русских слушателей. На концерте выступали многие известные русские исполнители. Выступал и Юрий Морфесси, приехавший всего за несколько дней до концерта из Берлина. Репертуар певца всегда состоял из русских романсов и цыганских песен. Но в этот раз выбор репертуара был довольно неожиданным для публики. В этот раз он вдруг исполнил «Шумел, горел пожар московский» и, когда он спел слова «Зачем я шел к тебе Россия, Европу всю держа в руке», зал ахнул. Гестапо намек поняло. На следующий день двое сотрудников гестапо подняли Ю.Морфесси с постели и доставили его в агентство Бориса Ивановича Тихановича. Тому с трудом удалось убедить гестаповцев в том, что Ю.Морфесси пел якобы старинную русскую песню и поэтому ни о какой идеологической провокации не может быть и речи. Это избавило певца от ареста. Гестапо ограничилось тем, что выслало его в Вену. В середине апреля 1945 г. вместе с руководством Комитета освобождения народов России (КОНР) артист прибыл в маленький городок Фюссен, у границы с Австрией, где был создан лагерь для перемещенных лиц, там певец дал несколько концертов. В этот период помимо концертов Ю.С.Морфесси зарабатывал на жизнь тем, что давал частные уроки вокала. В русской американской прессе появилось сообщение, что певец собирается на гастроли в США, но вероятно пошатнувшееся здоровье не дало возможности осуществить эти планы. Болезни, тяжелые разочарования в личной жизни, тоска по России отнимали у него последние силы. Есть разные версии о дате его смерти и том, где он был похоронен. По одной из них певец умер в 1957 г. толи в Париже, толи в Берлине и похоронен в Лондоне. По другой версии певец скончался от разрыва сердца в баварском городке Фюссен 12 июля 1949 г., почти до последних дней объезжая с выступлениями лагеря для перемещенных лиц. Похоронили певца на городском кладбище. Его вдова Ада Морелли вскоре после войны сумела выехать в США, где скончалась в возрасте 97 лет. Аренда места на кладбище не была вовремя продлена, и по истечении положенного срока на месте упокоения Ю.С.Морфесси был захоронен кто-то другой. Причудливы судьбы русской культурной эмиграции. Александр Вертинский, когда-то в далеком 1920 г. выступавший в кабаре у Ю.Морфесси в Одессе и также покинувший Россию, вернулся в Москву в ноябре 1943 г., его песни любимы и звучат и в наше время. Имя Юрия Спиридоновича Морфесси на долгие десятилетия оказалось вычеркнуто из истории культуры России. Но времена меняются. Мы вновь можем услышать голос этого исполнителя, который умер гражданином России, так и не принявшим никакого другого гражданства.
Материал подготовлен сотрудниками РГАФД
