Антикоррупционная политика в РГАФД

Утверждаю

Директор РГАФД М.И. Смилянская

« 10 » октября 2016 года

М. П.

Антикоррупционная политика в РГАФД

1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 г.

1.2. Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив фонодокументов» (далее - РГАФД), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности РГАФД.

1.3. Основными целями внедрения в РГАФД Антикоррупционной политики являются:

  • минимизация риска вовлечения РГАФД, ее руководства и работников в коррупционную деятельность;

  • формирование у работников РГАФД независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики РГАФД о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

  • обобщение и разъяснение основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции, применяемых в РГАФД.

1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения Антикоррупционной политики в РГАФД:

  • закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности РГАФД;

  • определение области применения Антикоррупционной политики и круга лиц, попадающих под ее действие;

  • определение должностных лиц РГАФД, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;

  • определение и закрепление обязанностей работников и РГАФД, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

  • установление перечня реализуемых в РГАФД антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядка их выполнения (применения);

  • закрепление ответственности сотрудников РГАФД за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.

 

2. Используемые в политике понятия и определения

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым РГАФД вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя РГАФД) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя РГАФД) и правами и законными интересами РГАФД, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации РГАФД, работником (представителем РГАФД) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя РГАФД) – заинте­ре­сован­ность работника (представителя РГАФД), связанная с возможностью получения работником (представителем РГАФД) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

 

3. Основные принципы антикоррупционной деятельности РГАФД

3.1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонару­шений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

3.2. Система мер противодействия коррупции в РГАФД основывается на следующих принципах:

а) принцип соответствия Антикоррупционной политики РГАФД действующему законодательству и общепринятым нормам: соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иным нормативным правовым актам, применяемым к РГАФД;

б) принцип личного примера руководства РГАФД: руководство РГАФД должно формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением;

в) принцип вовлеченности работников: активное участие работников РГАФД независимо от должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;

г) принцип нулевой толерантности: неприятие в РГАФД коррупции в любых формах и проявлениях;

д) принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции: разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения РГАФД, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска;

е) принцип периодической оценки рисков: периодическое выявление и оценка коррупционных рисков, характерных для деятельности РГАФД в целом и для отдельных ее подразделений в частности;

ж) принцип ответственности и неотвратимости наказания: неотвратимость наказания для работников РГАФД вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства РГАФД за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

 

4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники РГАФД, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

4.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Организация вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Организацией с такими лицами.

 

5. Должностные лица РГАФД, ответственные за реализацию
антикоррупционной политики

5.1. Директор РГАФД является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в РГАФД.

5.2. Директор РГАФД исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры РГАФД назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики.

5.3. Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикор­руп­ционной политики:

  • подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в РГАФД;

  • подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в РГАФД;

  • разработка и представление на утверждение директора РГАФД проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

  • проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупци­онных правонарушений работниками РГАФД;

  • организация проведения оценки коррупционных рисков;

  • прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами РГАФД или иными лицами;

  • организация работы по заполнению и рассмотрению сведений о конфликте интересов;

  • организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

  • оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности РГАФД по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

  • организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

  • индивидуальное консультирование работников;

  • участие в организации антикоррупционной пропаганды;

  • проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов для директора РГАФД.

 

6. Обязанности работников и РГАФД,
связанные с предупреждением и противодействием коррупции

6.1. Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в РГАФД в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны:

  • руководствоваться положениями настоящей Антикоррупционной политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений, в том числе, в интересах или от имени РГАФД;

  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонару­шения, в том числе, в интересах или от имени РГАФД;

  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/руководство РГАФД о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

  • незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/руководство РГАФД о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами РГАФД или иными лицами;

  • сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

 

7. Реализуемые организацией антикоррупционные мероприятия

Направление

Мероприятие

Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений

Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников РГАФД

Разработка и внедрение положения о конфликте интересов

Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т. п.)

Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами РГАФД или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т. п.)

Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов

Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности РГАФД, от формальных и неформальных санкций

Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности РГАФД, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер

Обучение и информирование работников

Ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в РГАФД

Организация обучающих мероприятий и индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур

Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита РГАФД требованиям антикоррупционной политики РГАФД

Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета

Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов

Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции

Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

 

8. Внедрение стандартов поведения работников РГАФД

8.1. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди сотрудников, в РГАФД устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и РГАФД в целом.

Такие общие правила и принципы поведения закрепляются в Кодексе этики и служебного поведения работников РГАФД, утвержденном руководителем РГАФД.

 

9. Выявление и урегулирование конфликта интересов

9.1. Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников РГАФД является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.

В целях установления порядка выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, в РГАФД утверждается Положение о конфликте интересов.

 

10. Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

10.1. В целях исключения оказания влияния третьих лиц на деятельность работников РГАФД при осуществлении ими трудовой деятельности, а также нарушения норм действующего антикоррупционного законодательства РФ, в РГАФД утверждаются Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

 

11. Оценка коррупционных рисков

11.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных рабочих операций в деятельности РГАФД, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками РГАФД коррупционных правонарушений.

11.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности РГАФД и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

11.3. Оценка коррупционных рисков проводится в РГАФД на регулярной основе.

11.4. Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

  • представить деятельность РГАФД в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);

  • выделить "критические точки" – для каждого процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;

  • для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

  • характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено Организацией или ее отдельными работниками при совершении "коррупционного правонарушения";

  • должности в РГАФД, которые являются "ключевыми" для совершения коррупционного правонарушения, - участие каких должностных лиц РГАФД необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;

  • вероятные формы осуществления коррупционных платежей;

  • на основании проведенного анализа подготовить "карту коррупционных рисков РГАФД" – сводное описание "критических точек" и возможных коррупционных правонарушений;

  • сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском;

  • разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой "критической точки". В зависимости от специфики конкретного процесса такие меры могут включать:

  • детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в "критической точке";

  • перераспределение функций между структурными подразделениями внутри РГАФД;

  • введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников РГАФД (с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;

  • установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;

  • введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.

 

12. Консультирование и обучение работников РГАФД

12.1. При организации обучения работников РГАФД по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.

12.2. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводиться по следующей тематике:

  • коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);

  • юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

  • ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами РГАФД по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности РГАФД (прикладная);

  • выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);

  • поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности, в случаях вымога­тельства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций.

12.3. При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. В случае возникновения проблемы формирования учебных групп обучение в группах может быть заменено индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими организациями по договоренности.

12.4. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке. Лицом, ответственным за проведение такого консультирования, является ответственный за организацию работы по противодействию коррупции в РГАФД. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.

 

13. Внутренний контроль и аудит

13.1. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций.

13.2. Система внутреннего контроля РГАФД способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности РГАФД. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности РГАФД и обеспечение соответствия деятельности РГАФД требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов РГАФД. Для этого система внутреннего контроля и аудита учитывает требования Антикоррупционной политики, реализуемой Организацией, в том числе:

  • проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

  • контроль документирования операций хозяйственной деятельности РГАФД;

  • проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

13.3. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности РГАФД и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.

13.4. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например:

  • оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

  • предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлека­тель­ных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;

  • выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для РГАФД или плату для данного вида услуг;

  • закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

  • сомнительные платежи наличными.

 

14. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии
с организациями-контрагентами и в зависимых организациях

14.1. В антикоррупционной работе РГАФД, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, выделяются два направления.

Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае в РГАФД осуществляются специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения РГАФД в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами. В том числе такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т. п. Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами уделяется при заключении сделок слияний и поглощений.

Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается во включении в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами, антикоррупционных положений.

14.2. В РГАФД осуществляется информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте РГАФД.

 

15. Сотрудничество с правоохранительными органами
в сфере противодействия коррупции

15.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности РГАФД декларируемым антикорруп­ционным стандартам поведения.

15.2. РГАФД принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых РГАФД (работникам РГАФД) стало известно.

15.3. РГАФД принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

15.4. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:

  • оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности РГАФД по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

  • оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных орга­нов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

15.5. Руководству РГАФД и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонару­шениях.

Руководство и сотрудники РГАФД не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

 

16. Ответственность сотрудников
за несоблюдение требований антикоррупционной политики

16.1. РГАФД и все его сотрудники должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства РФ, в том числе Уголовного кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

16.2. Все работники РГАФД вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Антикоррупционной политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

 

17. Порядок пересмотра и внесения изменений
в Антикоррупционную политику РГАФД

17.1. РГАФД осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики. Должностные лица, на которые возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, ежегодно представляют директору РГАФД соответствующий отчет, на основании которого в настоящую Антикоррупционную политику могут быть внесены изменения и дополнения.

17.2. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.