110-летие со дня рождения певца А.И.Орфёнова

30.10.2018

Анатолий Иванович Орфёнов родился в семье священника, и было у него еще семеро братьев и сестер. "Жили мы при керосиновых лампах", - вспоминал он, - "никаких развлечений у нас не было, только раз в году, на святках, давались любительские представления. У нас был граммофон, который мы заводили по праздникам, и я слушал пластинки Собинова. Собинов был для меня самым любимым артистом, у него я хотел учиться, ему хотел подражать". Пели в семье все, но только А.И.Орфёнов стал профессиональным певцом. 1928 год. А.И.Орфёнов приезжает в Москву попытать счастья, и устраивается сразу в два техникума – педагогический и вечерний музыкальный (ныне – Академия им. Ипполитова-Иванова). В те годы происходило активное обновление оперной сцены, советские тенора И.С.Козловский и С.Я.Лемешев изменили амплуа "лирический тенор". В 1933 г. А.И.Орфёнову удалось попасть в хор Оперного театра-студии под руководством К.С.Станиславского. Л.В.Собинов тогда уже не пел, был в студии консультантом по вокалу. И К.С.Станиславский, и С.Я.Лемешев заметили талантливого молодого человека из хора, его голос и скромные манеры. В апреле 1935 г. А.И.Орфёнов уже выступает в партии Ленского в спектакле К.С.Станиславского "Евгений Онегин". Л.В.Собинов писал К.С.Станиславскому:

"Я распорядился, чтобы Орфёнов, у которого прелестный голос, срочно готовил Ленского, кроме Эрнесто из "Дона Паскуале". И позже: "Сдал мне здесь Орфёнов Ленского, и очень хорошо".

К.С.Станиславский тоже уделял дебютанту много внимания, о чем сам дебютант позднее вспоминал:

"Константин Сергеевич часами разговаривал со мной. О чем? О моих первых шагах на сцене, о моем самочувствии в той или иной роли, о задачах и физических действиях, которые он непременно вносил в партитуру роли, об освобождении мышц, об этике актера в жизни и на сцене. Это была большая воспитательная работа, и я всем сердцем благодарен за нее своему учителю".

А.И.Орфёнов занял ведущее положение в труппе, чему способствовали естественность искренность, простота его поведения на сцене. У К.С.Станиславского А.И.Орфёнов пел Лыкова в "Царской невесте", Юродивого в "Борисе Годунове", Альмавиву в "Севильском цирюльнике" и другие партии. В сезоне 1940 – 1941 г. А.И.Орфёнов активно сотрудничал с Государственным ансамблем оперы СССР под руководством И.С.Козловского, который проводил идею оперного спектакля в концертном исполнении и, как режиссер, поставил "Вертера", "Орфея", "Паяцев", "Моцарта и Сальери" и др. спектакли. И.С.Козловский писал позднее:

"Мы мечтали найти новую форму оперного спектакля, основу которого составляло бы звучание, а не зрелищность".

Главные партии на премьерах пел И.С.Козловский, затем по очереди, шел А.И.Орфёнов. Спектакли шли в Большом зале Московской консерватории, Доме ученых, Центральном доме работников искусств и на других сценах. С 1942 г. Анатолий Иванович служил в Большом театре, за 13 лет пел вместе с Н.А.Обуховой, В.В.Барсовой, М.П.Максаковой, М.О.Рейзеном и др. Как обычно в те годы, на первом плане были С.Я.Лемешев и И.С.Козловский, на второй линии – С.М.Хромченко, П.И.Чекин, А.И.Орфёнов. Премьеры у А.И.Орфёнова случались довольно редко, в основном он пел по замене. В его дневнике можно найти пометки: "Вместо Козловского", "Вместо Лемешева. Сообщили в 4 ч. дня". В 1948 г. артист получил Сталинскую премию за партию Вашека в опере Б.Сметаны "Проданная невеста". Это был легендарный спектакль Б.А.Покровского и К.П.Кондрашина в русском переводе С.В.Михалкова, поставленный к 30-летию Чехословацкой республики. "Проданная невеста" стала одной из любимых публикой комедий и задержалась в репертуаре Большого театра на долгие годы. Образ Вашека считается вершиной творчества А.И.Орфёнова. Б.А.Покровский писал об этой роли:

"Вашек Орфёнова – это тонко и умно сделанный образ. Сами физиологические недостатки персонажа (заикание, глупость) облегались на сцене в одежды человеческой любви, юмора и обаяния".

А.И.Орфёнов считался специалистом по западноевропейскому репертуару, чаще всего пел в Филиале Большого театра на Б.Дмитровке (на рубеже 19 – 20 вв. – Опера Мамонтова, Опера Зимина, ныне – Театр оперетты). Роль графа Альмавивы в "Севильском цирюльнике" – партия сложная для любого тенора. Так вот А.И.Орфёнов поставил своего рода рекорд – спел ее 107 раз! Были в репертуаре его и русские партии – Ленский ("Евгений Онегин") и Юродивый (Борис Годунов). Именно в роли Юродивого певец в 1947 г. выступал перед И.В.Сталиным. В 1940 – 1950 -х гг. А.И.Орфёнов активно сотрудничал с Радио. Тогда Радио активно пропагандировало классику, а 1950-е гг. были временем расцвета оперы там. В эти годы был записан золотой оперный запас радиофонда. А.И.Орфёнов был на Радио и солистом, и художественным руководителем вокальной группы. Деятельность его была весьма плодотворной. Силами Радио организовывались публичные концертные исполнения опер в Колонном зале Дома Союзов. В вокальную группу Радио входили прекрасные артисты З.А.Долуханова, Н.П.Рождественская, Д.Я.Пантофель-Нечецкая, Н.А.Казанцева, Г.П.Виноградов, В.А.Бунчиков и др. Однажды А.И.Орфёнов пел в Филиале Большого театра Риголетто. Вдруг сообщили, что по окончании спектакля он должен прибыть на основную сцену и спеть Юродивого. Так 9 октября 1968 г. коллектив Большого театра отметил 60-летие Анатолия Ивановича и 35-летие его творческой деятельности. Г.Н.Рождественский, который дирижировал спектаклем, записал: "Да здравствует профессионализм!". А.Ф.Ведерников, исполнявший роль Бориса Годунова, отметил, что А.И.Орфенов обладает драгоценнейшим для художника свойством – чувством меры, и что его Юродивый – символ народной совести, такой, каким задумал его композитор. В Большом театре А.И.Орфёнов шесть лет (с 1968 г.) руководил оперной труппой и в это время был и артистическим директором, проводил конкурсные прослушивания в труппу.

С 1950-х гг. Анатолий Иванович преподавал в Институте им. Гнесиных, в Китае, в Каирской и Братиславской консерваториях, в Большом театре. А.И.Орфёнов написал книгу о Л.В.Собинове, собирал материалы по истории Большого театра. Голосу А.И.Орфёнова свойственны особый прозрачный тембр, мягкость, эластичность. Он широко известен и как камерный исполнитель, особенно любима им русская вокальная лирика. Работу А.И.Орфёнова в камерном жанре отличают культура исполнения, изысканный вкус. Он исполняет романсы М.И.Глинки, А.Л.Гурилева, А.С.Даргомыжского, Н.А.Римского-Корсакова, С.И.Танеева, Н.И.Черепнина и многих других.

Сейчас в исполнении А.И.Орфёнова – романс Л.Степанова на стихи М.Ю.Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю".

Арх. № ф. 540, оп. 12г, ед.уч. 405

Время звучания: 
2 мин. 58 сек.