140-летие со дня премьеры оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин"

29.03.2019

Опера П.И.Чайковского "Евгений Онегин", созданная на сюжет романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" – непревзойденный образец лирической оперы, где поэзия А.С.Пушкина находится в полной гармонии с прекрасной музыкой П.И.Чайковского. П.И.Чайковский довольно долго искал сюжет для написания оперы.

В письме к своему ученику композитору С.И.Танееву П.И.Чайковский говорит:

"Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных и виденных, могущих задеть меня за живое".

Известно, что идею сочинить оперу по произведению А.С.Пушкина подала композитору оперная певица Е.А.Лавровская. Вот как описывает эту ситуацию сам П.И.Чайковский:

"Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина".

Работа над оперой продолжалась целый год, причем П.И.Чайковский носил с собой роман "Евгений Онегин" всегда и везде. Во время работы над оперой сам композитор попал в ситуацию, сходную с сюжетом романа А.С.Пушкина. Весной 1877 г. П.И.Чайковский получил страстное любовное послание от студентки консерватории А.Милюковой и поступил буквально как пушкинский Онегин – написал вежливый холодный ответ, что не может ответить ей взаимной любовью. Когда пришло еще одно письмо, полное страстного чувства, П.И.Чайковский женился на ней, но через три недели бегством спасался от этого брака. Работая над оперой, композитор понимал, что его сочинение не во всем будет соответствовать канонам оперной сцены. О пишет брату Модесту:

"Пусть моя опера будет несценичной, пусть в ней мало действия, - но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет".

В сюжете романа П.И.Чайковского интересовали, прежде всего, внутренние душевные переживания героев, их эмоции:

"Я не заблуждаюсь, я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки".

Когда Н.Ф. фон Мекк в переписке с П.И.Чайковским заметила, что "пушкинский "Онегин" недраматичен", композитор горячо отстаивает свою точку зрения:

"Разве не глубоко драматична и трогательна смерть богато одаренного юноши из-за рокового столкновения с требованиями светского взгляда на честь? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от скуки, от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, которого он, в сущности, любит! Все это, если хотите, очень просто, даже обыденно, но простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы".

Работая над либретто, П.И.Чайковский стремился быть, по возможности, как можно ближе к поэтическому оригиналу, но, по законам сценического жанра от многого в пушкинском тексте пришлось отказаться. В либретто содержание романа А.С.Пушкина было упрощено, а пушкинский текст из повествовательного перевели в прямую речь персонажей. Сцена письма Татьяны была написана первой, а затем вокруг этой сцены построена вся опера. Она была закончена 20 января 1878 г. в Италии, в Сан-Ремо. Действительно, в опере не было традиционных сценических эффектов. По мнению П.И.Чайковского, исполнение требовало максимальной простоты и искренности, поэтому он решил доверить это молодежи, студентам Московской консерватории.

Первая постановка оперы "Евгений Онегин" состоялась на сцене Малого театра 29 марта 1879 г., дирижировал Н.Г.Рубинштейн, партию Ленского исполнял М.Е.Медведев. Опера задумывалась как камерная, но позже, специально для постановок на сцене Императорской оперы, П.И.Чайковский создал новую редакцию. В настоящее время используются обе редакции. Вскоре после премьеры, в 1881 г. "Онегин" был поставлен в Москве в Большом театре, в 1884 г. – в Мариинском театре в Петербурге, в том же году – в Харькове и Киеве. Первая зарубежная постановка состоялась в 1888 г. в Праге (дирижировал автор), затем в 1892 г. в Гамбургской опере (дирижировал Г.Малер). В Большом театре вторая постановка "Евгения Онегина" была осуществлена в 1895 г. (дирижировал С.В.Рахманинов). На советской сцене оперу ставили 14 сентября 1918 г. в Петрограде на сцене Малого оперного театра, в 1921 г. – в Большом театре в Москве. Несмотря на разноречивые суждения критики, "Евгений Онегин" был горячо принят публикой и за короткое время стал самой популярной русской оперой – при жизни П.И.Чайковского прошло 16 постановок в городах России и за рубежом. Вот какова краткая история создания этой гениальной оперы.

А сегодня слушайте сцену поединка Ленского и Онегина (второе действие, 2-я картина). Ария Ленского в этой сцене – одна из самых блестящих страниц во всем оперном наследии П.И.Чайковского, а дуэт Ленского и Онегина перед дуэлью необычайно лаконичен – всего 16 тактов – написан в форме канона. Вчерашние друзья, ставшие противниками, размышляют об одном и том же, но контакта между ними не возникло, каждый остается замкнутым в себе. Партию Онегина исполняет Ю.А.Мазурок (баритон), партию Ленского В.А.Атлантов (тенор) – выдающиеся мастера оперной сцены, виртуозы высочайшего класса. Запись 1970 г., Париж. Оркестр Большого театра СССР, дирижер – М.Л.Ростропович.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 43064

Время звучания: 
15 мин. 30 сек.