180-летие со дня рождения композитора Ж.Бизе

25.10.2018

Великий французский композитор Жорж Бизе в буквальном смысле всю свою жизнь посвятил музыке – он занимался ею с 4-х лет. Уже в 10 – поступил в Парижскую консерваторию. Среди его учителей были известные композиторы Ф.Галеви и Ш.Гуно, пианист А.Мармонтель. В результате Ж.Бизе стал пианистом-виртуозом, даже Ф.Лист восхищался его игрой. Учась, Ж.Бизе получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе. Словом, дарование юного музыканта было вполне разносторонним. В это время (1848 – 1858 гг.) появились и первые произведения Ж.Бизе – Симфония до мажор, комическая опера "Дом доктора". По окончании консерватории талант Ж.Бизе был отмечен Римской премией за кантату "Кловис и Клотильда". Премия давала право на 4-летнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же Ж.Бизе написал для конкурса Ж.Оффенбаха оперетту "Доктор Миракль", которая также была отмечена премией. В Италии (1858 – 1860 гг.) Ж.Бизе много работает, изучает искусство, читает книги. Вместо кантаты, которую он должен представить в Париже, сочиняет комическую оперу "Дон Прокопио" (в традициях Дж.Россини) и оду-симфонию "Васко да Гама". В Париже Жорж Бизе приходится совмещать творческие искания с тяжелой работой – он делает переложения чужих оперных партитур, пишет развлекательную музыку для кафе-концертов и т.п. Он признавался:

"Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части… Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, нужны деньги…".

Но появляются новые серьезные произведения: композитор обращается к лирической опере. В опере "Искатели жемчуга" (1863 г.), заслужившей похвалу Г.Берлиоза, восточная экзотика не заслоняет собой естественность чувств героев. На сюжет В.Скотта Ж.Бизе создал оперу "Пертская красавица" (1867 г.). Успех ее был скромен, а автор самокритичен:

"Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы… Школа избитых рулад и лжи умерла – умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения – и вперед!"

Целый ряд замыслов не был осуществлен все по той же причине – необходимости зарабатывать деньги. В том же году (1867 г.) Ж.Бизе написал статью "Беседы о музыке", в которой изложил свои взгляды на творчество. Например, он пишет: "Я ненавижу педантизм и ложную эрудицию… Крючкотворствуют, вместо того, чтобы творить. Композиторов становится все меньше, зато партии, секты множатся до бесконечности. Искусство беднеет до полной нищеты, но технология обогащается многословием… Будем же непосредственны, правдивы: не станем требовать от великого художника тех чувств, которых ему недостает, и воспользуемся теми, которыми он обладает. Когда страстный, буйный, даже грубый темперамент, вроде Верди, дарит искусству произведение живое и сильное, слепленное из золота, грязи, желчи и крови, не вздумаем сказать ему холодно:

"Но, сударь, это не изысканно." – Изысканно?.. А разве Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Рабле изысканны?.."

В 1870 г. началась Франко-прусская война и Ж.Бизе даже записался в Национальную гвардию. Вообще на 1870-е гг. приходится настоящий расцвет творчества Ж.Бизе, в произведениях этих лет композитор достигает чистоты, изящества стиля, правдивости выражения драмы жизни, ее конфликтов. В 1872 г. состоялась премьера оперы "Джамиле", в музыкальную ткань которой искусно вплетены интонации арабской музыки. Одна из вершин творчества Ж.Бизе – музыка к драме А.Доде "Арлезианка" (1872 г.). Постановка пьесы была неудачной, и Ж.Бизе составил из лучших номеров оркестровую сюиту. В этой музыке он использовал провансальские мелодии, выразил сам дух старофранцузской лирики, здесь автор достигает разнообразных оркестровых эффектов – слышится колокольный звон, печальное пение саксофона – Ж.Бизе первым ввел этот инструмент в симфонический оркестр. Опера "Кармен", с которой практически у всех ассоциируется имя Ж.Бизе, была впервые поставлена в 1875 г. и провалилась со скандалом. Оценки прессы были резкими. Через 3 месяца композитор умер. А через год после неудачной премьеры "Кармен" с триумфом ставится на крупнейших сценах Европы. Ж.Бизе использовал сюжет новеллы П.Мериме, причем образ Кармен создается композитором с использованием мелодий и ритмов испанской музыки – хабанеры, сегидильи и т.п. Для постановки в Парижском театре Гранд Опера Э.Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввел ряд танцев из других произведений Ж.Бизе. Именно в этой редакции опера "Кармен" известна современному слушателю. В 1878 г. П.И.Чайковский писал:

"Кармен" – это в полном смысле шедевр, т.е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи… Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире…".

Короткая жизнь Жоржа Бизе была посвящена музыкальному театру. Однажды он сказал К.Сен-Сансу: "Я не рожден для симфонии, мне нужен театр: без него я ничто". Действительно, мировую славу принесли Ж.Бизе именно оперы, особенно "Кармен", в которой полностью раскрылся гений Ж.Бизе. В его искусстве привлекают широта концепции, жизненная правдивость, размах мысли, особая жизнерадостность. К.Сен-Санс говорил: "Он весь – молодость, сила, радость, бодрость духа". В творчестве композитора отразились лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Вот как Р.Роллан определял типичные национальные особенности французского духа: "… героическая действенность, опьяненность разумом, смех, страсть к свету". Такова, по мысли Р.Роллана "Франция Рабле, Мольера и Дидро, а в музыке… Франция Берлиоза и Бизе". А своим ученикам Ж.Бизе говорил: "Будьте музыкальны, пишите прежде всего красивую музыку". Именно такую музыку сам он и писал.

30 сентября 1863 г. в парижском "Театр-лирик" состоялась премьера оперы 24-летнего Ж.Бизе "Искатели жемчуга" на модную в то время во Франции ориентальную тему. Многие композиторы использовали экзотические сюжеты – Д.Мейербер в "Африканке", Ш.Гуно в "Царице Савской", Ж.Массне в "Короле Лагорском", К.Сен-Санс в "Самсоне и Далиле", Л.Делиб в "Лакме" и т.д. Вот и Ж.Бизе использовал традиционный сюжет – историю жрицы, нарушившей обет целомудрия, а действие происходит на острове Цейлон. После 18 спектаклей опера из репертуара исчезла, отзывы прессы были равнодушные. Только Г.Берлиоз написал, что партитура "содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита". Действительно, мелодии "Искателей жемчуга" впечатляют своей красотой и пластичностью. Сам автор особенно ценил в своем произведении дуэт Надира и Зурги и романс Надира в 1 акте.

Именно речитатив и арию Надира из 1 акта оперы "Искатели жемчуга" в исполнении Э.Карузо вы сейчас и услышите.

Арх. № ф. 540, оп. 22г, ед. уч. 435

Время звучания: 
4 мин. 25 сек.