205-летие со дня рождения композитора Р.Вагнера

22.05.2018

Крупнейший немецкий композитор 19 века Рихард Вагнер не получил систематического музыкального образования, профессиональной подготовки. Но 6 месяцев занятий с кантором церкви в Лейпциге, страстное увлечение театром, литературой позволили 20-летнему юноше начать дирижерскую деятельность (1833 г.), работая в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Кенигсберга, Риги. Главные интересы Р.Вагнера с самого начала творческого пути сосредоточились на жанре оперы, причем Р.Вагнер в то время следовал традициям немецкой романтической оперы, французской комической оперы. Ранние оперы Р.Вагнера признания у публики не получили. Он вел жизнь бедного музыканта-иностранца, скитаясь по Европе, перебивался случайными заработками. В 1842 г. Р.Вагнер был приглашен на должность капельмейстера в оперный театр Дрездена. 1840-е гг. ознаменованы появлением нескольких опер: "Риенци" (1840 г.), "Летучий голландец" (1841 г.), "Тангейзер" (1845 г.), "Лоэнгрин" (1848 г.) были связаны с традициями романтизма. Революция 1848 г., охватившая ряд стран Европы, началась вооруженным восстанием в Дрездене, и Р.Вагнер стал его активным участником, что повлекло за собой необходимость вынужденного переселения в Швейцарию. Здесь Р.Вагнер переосмыслил свои художественные позиции, изложив свои взгляды и сформулировав основные задачи искусства в ряде теоретических работ, в частности в трактате "Опера и драма" (1851 г.).  Р.Вагнер воплотил свои идеи в тетралогии "Кольцо нибелунга", главном труде своей жизни. В основу тетралогии легли сказания и легенды языческих времен (германская "Песнь о нибелунгах"), скандинавские саги. Над четырьмя операми "Золото Рейна" (1854 г.), "Валькирия" (1856 г.), "Зигфрид" (1871 г.), "Гибель богов" (1874 г.) Р.Вагнер в общей сложности работал 20 лет, и закончить цикл ему удалось при поддержке баварского короля Людвига. Для постановки тетралогии был построен специальный театр в баварском городе Байрейте, и в 1876 г. впервые вся тетралогия была исполнена целиком и так, как задумал автор. Р.Вагнер нашел новые средства воплощения, отказался от привычной номерной структуры (арий, хоров, ансамблей и т.д.). В операх зазвучали протяженные монологи и диалоги в бесконечной мелодии, т.е. появились вокальные партии нового типа. Получил новую роль оркестр, ведущий свою линию, иногда выступающий на первый план. Помимо "Кольца нибелунга" во второй половине 19-го века Р.Вагнер создал еще три оперы: "Тристан и Изольда" (1859 г.), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867 г.), "Парсифаль" (1882 г.). Интересно, что драма "Тристан и Изольда" после 77 (!) репетиций в Венском театре была признана неисполнимой, настолько необычными по стилю, форме и содержанию были произведения Р.Вагнера. П.И.Чайковский писал: "Как композитор, Вагнер, несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого (т.е. 19-го) столетия, и его влияние на музыку огромно". Действительно, Р.Вагнер занял совершенно исключительное положение в европейской музыке 19-го века, оказал влияние на музыкальный театр 20-го века, на всю мировую культуру.

Сегодня прозвучит одно из самых поэтичных произведений Р.Вагнера увертюра "Зигфрид-идиллия". Она написана для малого состава оркестра – флейты, гобоя, 2 кларнетов, фагота, 2 валторн, трубы и струнных. "Зигфрид-идиллия" создана в самый счастливый период жизни Р.Вагнера в Швейцарии, где он трудился над своей тетралогией. Рождение долгожданного сына произошло в период работы над 3-й частью тетралогии, оперой "Зигфрид". Отец дал сыну имя своего любимого героя Зигфрида, а жене подарил "Зигфрид идиллию", предпослав партитуре стихотворение "К Козиме Вагнер". Увертюра впервые была исполнена под управлением автора как утренняя серенада в честь Козимы в Трибшене 25 декабря 1870 г. "Зигфрид-идиллия" – произведение, в котором проявилось поразительное полифоническое мастерство Р.Вагнера. Музыка, темы которой заимствованы из финала оперы "Зигфрид", прозрачна, удивительно красива, поэтична, созерцательна, даже медитативна.

Итак, "Зигфрид-идиллия" в исполнении Государственного симфонического оркестра Армении, дирижер Д.Ханджян. Запись 1980 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 63566

Время звучания: 
18 мин. 43 сек.