130-летие со дня рождения эстрадного артиста А.Н.Вертинского

21.03.2019

Композитора и поэта, киноактера и артиста эстрады Александра Николаевича Вертинского в детстве несколько раз исключали из гимназий "за дурное поведение". С ранней юности он увлекался театром, играл на любительской сцене, был статистом в киевском театре Соловцова. Свои первые актерские опыты А.Н.Вертинский считал крайне неудачными. Деятельность молодого человека была весьма разносторонней – он писал рецензии на выступления знаменитостей – Ф.И.Шалянина, А.Д.Вяльцевой, М.И.Вавича, Т.Руффо и др., публиковал рассказы в киевских газетах, зарабатывал на жизнь и другими способами: работал грузчиком, корректором в типографии, продавал открытки, играл в любительских спектаклях и пр. Такая деятельность позволила А.Н.Вертинскому познакомиться с поэтами М.А.Кузминым, В.Ю.Эльснером, художниками К.С.Малевичем, М.З.Шагалом и другими.

В 1913 г., надеясь сделать литературную карьеру, А.Н.Вертинский переехал в Москву. Здесь он выступал в литературных и театральных сообществах, в том числе в качестве режиссера – поставил "Балаганчик" А.А.Блока находясь под впечатлением от его поэтических образов. В Москве А.Н.Вертинский сблизился с футуристами, познакомился с В.В.Маяковским, работал также киноателье А.А.Ханжонкова, одного из пионеров русского кинематографа. Тогда же А.Н.Вертинский попытался осуществить свою давнюю мечту – поступить в Московский художественный театр, но принят не был: К.С.Станиславскому, присутствовавшему на экзамене, не понравилось, как он выговаривает букву "р". До начала Первой мировой войны А.Н.Вертинский работал в театре миниатюр М.А.Арцибушевой. Его первый номер "Пьеро" имел успех – одной строчкой в рецензии "Русского слова" был упомянут "остроумный и жеманный Александр Вертинский". С началом Первой мировой войны А.Н.Вертинский добровольно отправился на фронт санитаром 68-го санитарного поезда, где работал до января 1915 г. и, по его воспоминаниям, сделал 35 тысяч перевязок. В Москву вернулся, получив легкое ранение. Тогда же начал активно сниматься в кино (кинодебют А.Н.Вертинского состоялся еще в 1913 г.). В 1915 г. он по-настоящему дебютировал и на эстраде, предложив театру М.А.Арцибушевой новую программу "Песенки Пьеро". Артист выходил на сцену загримированным, в специально сшитом костюме Пьеро, на фоне экзотической декорации и при специальном освещении. Он исполнял песни на свои стихи и стихи поэтов Серебряного века М.И.Цветаевой, И.Северянина, А.А.Блока, постепенно вырабатывая собственный стиль выступлений. Как отмечалось современниками, искусство А.Н.Вертинского "представляло феномен почти гипнотического воздействия не только на обывательскую, но и на взыскательную элитарную аудиторию". В то время появились песни "Маленький креольчик", "Ваши пальцы пахнут ладаном", "Минуточка", "Лиловый негр", "За кулисами", "Дым без огня", "Бал господень" и др. А.Н.Вертинский утверждал, что маска Пьеро появилась спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали концерты для раненых, из-за чувства неуверенности перед переполненным залом. Позднее появился образ "черного Пьеро" (черное одеяние и белый платок на шее). Каждую песню артист превращал в небольшой спектакль с законченным сюжетом. А.Н.Вертинский называл свои произведения "ариетками", а его самого называли "русским Пьеро". Он работал в театре Петровского, гастролировал по стране, развивая собственный жанр песни-новеллы. А.Н.Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Он писал позднее:

"Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр".

Интересно, что бенефис А.Н.Вертинского проходил в Москве 25 октября 1917 г. В конце года он уехал на гастроли по югу России (Одесса, Екатеринослав, Кавказ, Крым). В 1920 г. после выступлений в Киеве, Харькове, А.Н.Вертинский отплыл из Севастополя на пароходе "Великий князь Александр Михайлович" с остатками армии Врангеля в Константинополь. Из воспоминаний А.Н.Вертинского:

"Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет. Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность".

Из Константинополя с купленным греческим паспортом он перебрался в Румынию, выступая в дешевых ночных клубах, затем в Польшу, потом переехал в Германию. А.Н.Вертинский гастролировал по европейским странам, завоевал популярность за рубежом, снимался в кино, выпускал стихотворные сборники. Александр Николаевич говорил, что именно эмиграция превратила его из капризного артиста в трудягу, который зарабатывает на кусок хлеба и кров. В 1925 г. он переехал во Францию, продолжая активную концертную деятельность. А.Н.Вертинский называл Париж "родиной своего духа", здесь он создал свои лучшие произведения, такие, как "Пани Ирена", "В синем и далеком океане", "Концерт Сарасате", "Испано-Сюиза", "Мадам, уже падают листья", "Дни бегут", "Желтый ангел" и многие другие. Да, годы в Париже – это расцвет творческой жизни артиста. Здесь он познакомился с представителями семейства Романовых, европейскими монархами (королем Швеции Густавом, принцем Уэльским), знаменитостями сцены и кинематографа Ч.Чаплином, М.Дитрих, Г.Гарбо и др., сдружился с балеринами А.П.Павловой, Т.П.Карсавиной, Ф.И.Шаляпиным. В 1933 – 1934 гг. А.Н.Вертинский гастролировал в Ливии и Палестине, в США. Концерты проходили с большим успехом. В творчестве артиста стали появляться ностальгические мотивы. В 1930-х гг. он впервые стал использовать в песнях стихи советских поэтов. В 1935 г. А.Н.Вертинский из Сан-Франциско переезжает в Маньчжоу-го. Жил он тогда в Харбине, давал концерты. Затем переехал в Шанхай, где была большая русская колония. И в 1920-е, и во второй половине 1930-х гг. Александр Николаевич неоднократно обращался к советским властям с просьбой о возвращении на Родину и получал отказы. Наконец, в 1937 г. он получил официальное приглашение ВЦИК, но начавшаяся Вторая мировая война помешала возвращению. Это произошло только в 1943 г. А.Н.Вертинский с семьей вернулся на Родину. Он гастролировал на фронте, исполнял патриотические песни, свои и советских авторов, давая по 24 концерта в месяц. И после войны он проехал по всей стране, выступая в концертных залах, театрах, на заводах, в шахтах, в госпиталях и детских домах. С пианистом М.Б.Брохесом за 14 лет они дали более2 тысяч концертов. Однако из более, чем 100 песен к исполнению в СССР допущено было лишь около 30. На концертах обязательно присутствовал цензор. Концерты в Москве и Ленинграде допускались редко. На радио А.Н.Вертинского не приглашали, пластинок почти не было и, несмотря на огромную популярность артиста, не было рецензий в прессе. В 1956 г. А.Н.Вертинский написал письмо заместителю министра культуры:

"Где-то там наверху все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: "Нет сигнала". Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! Меня любит народ (простите мне эту смелость). Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!".

После Великой Отечественной войны А.Н.Вертинский снялся в нескольких кинофильмах: "Заговор обреченных" (1951 г., кардинал), "Великий воин Албании Скандерберг" (1953 г., дож Венеции), "Анна на шее" (1954 г., князь). Однако создавшаяся обстановка привела А.Н.Вертинского к глубокому духовному кризису. В 1956 г. он написал жене:

"Ты посмотри на эту историю со Сталиным. Все фальшиво, подло, неверно (…). На съезде Хрущев сказал: "Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях". Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за "ошибки" всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной? Доколе?..".

Последний концерт А.Н.Вертинского прошел 21 мая 1957 г. в Ленинграде, а после него он скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице "Астория" на 69-м году жизни.

Прозвучат две песни А.Н.Вертинского на его собственные стихи (за фортепиано М.Б.Брохес).

Одна из самых известных – "Аравийская песня", запись из концертного зала ВТО, 1952 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 62605

Время звучания: 
3 мин. 08 сек.

"Дни бегут", запись из концертного зала ВТО, 1953 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 71720

Время звучания: 
4 мин. 21 сек.