100-летие со дня рождения поэта А.А.Галича

19.10.2018

Настоящая фамилия Александра Аркадьевича – Гинзбург. Детство его было связано с Екатеринославом (ныне - Днепр), затем Севастополем, потом с Москвой. Впервые стихотворение юного А.А.Гинзбурга "Мир в рупоре" было опубликовано в газете "Пионерская правда" 23 мая 1932 г. После 9-го класса он умудрился поступить почти одновременно в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию К.С.Станиславского. Однако через несколько лет бросил все это и перешел в Театр-студию А.Арбузова и В.Плучека (1939 г.). Студия в феврале 1940 г. дебютировала спектаклем "Город на заре" по пьесе, написанной коллективом авторов, в том числе и А.А.Гинзбургом, о строительстве Комсомольска-на-Амуре. Таков был его дебют как драматурга, а ведь были еще и песни для спектакля и роль комсорга стройки.

Когда началась Великая Отечественная война, по причине врожденного порока сердца молодой человек был освобожден от военной службы и устроился в геологоразведочную партию. Партия эта отправилась на юг, но успела добраться только до Грозного. А.А.Гинзбург проработал в местном драмтеатре до декабря 1941 г., а потом уехал в Ташкент, где А.Арбузов формировал новую труппу из бывших студийцев. Литературный псевдоним "Галич" появился в 1944 г. Он состоит из букв фамилии ("Г"), имени ("Ал") и отчества ("…ич"). Передвижной театр ездил по фронтам, а А.А.Галич был там актером, драматургом, поэтом, композитором. После войны А.А.Галичем было написано несколько пьес ("Улица мальчиков", 1946 г.; "Вас вызывает Таймыр" 1947-1948 гг. и др.), которые шли в театрах с огромным успехом. Таким образом, в начале 1950-х гг. А.А.Галич был преуспевающим драматургом. По сценариям А.А.Галича сняты такие известные кинофильмы, как "Верные друзья" (1954 г.), "На семи ветрах" (1962 г.), "Дайте жалобную книгу" (1964 г.), "Государственный преступник" (1964 г.), "Третья молодость" (1965 г.), "Бегущая по волнам" (1967 г.) и др. Пьесу "Матросская тишина", которую А.А.Галич начал писать еще в 1945- 1946 гг. и закончил в 1958 г., сняли с репертуара театра "Современник" уже отрепетированной, якобы в связи с тем, что в ней искажена роль евреев в Великой Отечественной войне. В спектакле должны были играть О.Н.Ефремов, И.В.Кваша, О.П.Табаков, Е.А.Евстигнеев и др. "Матросская тишина" была поставлена много-много позже – в 1988 г. О.П.Табаковым.

В конце 1950-х гг. стали появляться его песни, которые он исполнял сам под гитару и стал ярким представителем жанра авторской песни. Песни А.А.Галича, поначалу лишенные политической остроты, все равно не соответствовали официальной советской эстетике. Со временем они становились все более глубокими, политически острыми, так что А.А.Галичу было запрещено давать публичные концерты, он выступал на квартирах своих друзей, песни записывались на магнитофон и распространялись. Единственный публичный концерт А.А.Галича в СССР состоялся на фестивале авторской песни клуба "Под интегралом" 8 марта 1968 г., на котором прозвучала его песня "Памяти Пастернака". А.А.Галич тогда получил приз – серебряную копию пера А.С.Пушкина и почетную грамоту Сибирского отделения АН СССР, в которой были слова: "Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством…".

В августе 1968 г. после ввода советских войск в Чехословакию А.А.Галич написал песню "Петербургский романс" и был вызван в Союз писателей СССР, где ему сделали предупреждение: внимательнее относиться к своему репертуару. В 1969 г. в зарубежном издательстве "Посев" вышла первая книга А.А.Галича "Песни". В 1971 г. А.А.Галич был исключен из Союза писателей СССР (состоял с 1955 г.), через год – из Союза кинематографистов (состоял с 1958 г.). А.А.Галича не печатали, не разрешили выпустить пластинку, не принимали на работу, не давая, таким образом, заработать на жизнь. То есть это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу. Прекратились репетиции спектаклей по его пьесам, спектакли снимались из репертуаров театров, заморозилось производство фильмов. Он подрабатывал правкой чужих сценариев, продавал книги из своей библиотеки. В 1972 г., после 3-го инфаркта ему предлагают уехать из СССР, но А.А.Галич не хочет уезжать добровольно. И все же в 1974 г. он оказался в вынужденной эмиграции. Постановлением Главлита 22.10.1974 г. по согласованию с ЦК КПСС все ранее изданные произведения А.А.Галича были запрещены в СССР. Он уехал сначала в Норвегию, затем в Мюнхен, работал на радио "Свобода", где вел постоянную рубрику "У микрофона Александр Галич". За границей А.А.Галич занимался литературной и концертной деятельностью, писал песни, снял документальный фильм "Беженцы XX века". Последний свой концерт он дал в Венеции 3 декабря 1977 г., а 15 декабря трагически погиб от удара электрического тока на 60-м году жизни. Лишь в 1988 г. он был восстановлен в Союзе кинематографистов и Союзе писателей СССР.

За всю жизнь он написал 16 сценариев, 13 пьес, 140 песен, несколько стихотворных сборников, автобиографическую книгу "Генеральная репетиция" (1974 г.). С конца 1980 гг. в России начали выходить пластинки, кассеты, диски с песнями А.А.Галича, его книги. А.А.Галич был человек разносторонних талантов: его песни знают до сих пор, фильмы по его сценариям смотрят поныне, пьесы ставятся в театрах. Мы помним А.А.Галича.

А сейчас – его песня "Объяснение в любви". Запись 1972 г.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 71708

Время звучания: 
6 мин. 09 сек.