175-летие со дня рождения композитора Н.А.Римского-Корсакова

18.03.2019

Композитор, педагог, дирижер, музыкальный критик и – морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинял свои первые произведения в одиннадцать лет. Но, поскольку мальчика готовили к морской службе (его дядя и старший брат были морскими офицерами), его в 1856 г. отправили в Морской кадетский корпус. Вскоре здесь, в Петербурге, у Н.А.Римского-Корсакова пробудился настоящий интерес к музыке – он посещал оперный театр, видел оперы Дж.Россини, фон Вебера, был потрясен "Робертом-Дьяволом" Дж. Мейербера, операми М.И.Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Юноша узнал музыку Л.в.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Мендельсона. Композитор вспоминал:

"Я был 16-летний ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее".

В 1859 г. он начал брать уроки музыки у пианиста Ф.А.Канилле, благодаря которому в 1862 г. познакомился с М.А.Балакиревым и вошел в его кружок, получивший позднее название "Могучая кучка", стал общаться с членами кружка Ц.А.Кюи и М.П.Мусоргским. Н.А.Римский-Корсаков под влиянием М.А.Балакирева начал было сочинять свою Первую симфонию, которую ему пришлось закончить гораздо позднее (1865 г.) по вполне понятной причине. Окончив с отличием в 1862 г. Морской корпус, он был принят на морскую службу и отправился, как положено, в кругосветное плавание к берегам Северной Америки, посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию и т.д. Так что сочинение музыки пришлось молодому офицеру отложить. По возвращении он познакомился с новыми участниками балакиревского кружка А.П.Бородиным, А.С.Даргомыжским, П.И.Чайковским. Н.А.Римский-Корсаков в 1860-е гг. сочиняет музыку, обращаясь к славянским народным мелодиям, развивает собственный музыкальный язык. Таковы его "Увертюра на три русские темы" (1866 г.), "Сербская фантазия" (1867 г.), музыкальная картина "Садко" (1867 г.). Позднее Н.А.Римского-Корсакова назовут "сказочником", так как в творчестве его отражены народные мотивы, эпос, предания, легенды, мотивы Востока. В 1870-х гг. Н.А.Римский-Корсаков обращается к оперному жанру и пишет оперу "Майская ночь" (1879 г.). В 1881 г. появляется его волшебная "Снегурочка". Эти оперы в полной мере отразили любовь композитора к народным обрядам и народной песне. Для творчества Н.А.Римского-Корсакова вообще характерны фантастичность, сказочность, связь с народным творчеством. Гениальная одаренность Н.А.Римского-Корсакова позволила ему быстро овладеть музыкальной формой, оригинальной оркестровкой, приемами сочинения музыки. Но нужно заметить, что он не имел даже школьных основ, не знал азов музыкальной науки, не был знаком с музыкальной терминологией. Фактически Н.А.Римский-Корсаков стал композитором почти не имея музыкальной подготовки. И вот в 1871 г. он получил предложение преподавать в Петербургской консерватории – вести классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки. Много позднее Н.А.Римский-Корсаков писал:

"Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно".

Он соглашается, и все годы сам кропотливо изучает то, что должен преподавать, совершенствует свою композиторскую технику. В 1872 г. закончена опера "Псковитянка". Н.А.Римский-Корсаков был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873 – 1884 гг.), директором Бесплатной музыкальной школы (1874 – 1881 гг.), занимался дирижированием симфонических концертов и оперных спектаклей. Еще в 1860-х гг. Николай Андреевич помогал Ц.А.Кюи с оркестровкой его оперы "Вильям Редклиф", заканчивал по завещанию умершего А.С.Даргомыжского партитуру оперы "Каменный гость". Позднее готовил к исполнению оперы своих покойных друзей - "Хованщину" М.П.Мусоргского и "Князя Игоря" А.П.Бородина. В 1880-е гг. Н.А.Римский-Корсаков создал сюиту "Шехерезада", "Испанское каприччио", увертюру "Светлый праздник". В начале 1990-х гг. в творческой деятельности Н.А.Римского-Корсакова наступил некоторый спад. В эти годы он изучал философию, писал статьи, редактировал некоторые из своих сочинений. Затем – целый фейерверк блестящих произведений: оперы "Ночь перед Рождеством" (1895 г.), "Садко" (1896 г.), "Моцарт и Сальери" (1897 г.), "Царская невеста" (1898г.), "Сказка о царе Салтане" (1900 г.), "Сервилия" (1901 г.), "Кащей бессмертный" (1902 г.), "Пан воевода" (1903 г.), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1904 г.), "Золотой петушок" (1907 г.). Всего Николай Андреевич написал 15 опер, 3 симфонии, различные симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальную, вокальную, духовную музыку. Особое место в творчестве Н.А.Римского-Корсакова занимают 79 замечательных романсов на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, Л.А.Мея, А.А.Фета, Дж.Байрона, Г.Гейне и, кроме того, сборники народных песен. Н.А.Римский-Корсаков – создатель композиторской школы, среди его учеников около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, таких, как А.К.Глазунов, А.К.Лядов, М.Ф.Гнесин, А.С.Аренский, М.А.Баланчивадзе, М.М.Ипполитов-Иванов, С.С.Прокофьев, Н.Я.Мясковский, И.Ф.Стравинский, А.А.Спендиаров, и др. Творческий путь Н.А.Римского-Корсакова длился более 40 лет. Его творческая и общественная деятельность были многогранны. Он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. В.В.Стасов писал о Н.А.Римском-Корсакове:

"Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …Много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?".

Сегодня вы услышите музыкальную картину Н.А.Римского-Корсакова "Садко" (1867 г.). В 1861 г. В.В.Стасов, музыкальный критик и идеолог кружка, предложил М.А.Балакиреву написать симфонию, посвященную образу героя старинных русских былин, новгородского гусляра Садко. В письме М.А.Балакиреву В.В.Стасов предсказывает, что с сюжетом "Садко" будет связано рождение "музыки русской, новой, великой, неслыханной, невиданной". М.А.Балакирев, однако, не заинтересовался, и идею подхватил М.П.Мусоргский, но быстро охладел к ней. К счастью, Модест Петрович предложил сюжет Н.А.Римскому-Корсакову. В.В.Стасов помог ему составить план музыкальной картины по одному из эпизодов былины. Н.А.Римский-Корсаков работал увлеченно. Позднее он писал М.П.Мусоргскому:

"Садко" кончен… и уже отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь… вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали…".

Первое исполнение "Садко" состоялось в концерте Русского музыкального общества под управлением М.А.Балакирева 9 декабря 1867 г. с большим успехом. Партитуре Н.А.Римский-Корсаков предпослал посвящение М.А.Балакиреву и свое предисловие, излагающее события, отображенные в музыке:

"Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому… Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми, и увлек его Царь Морской в свое царство подводное. А в царстве подводном шел большой пир. Царь Морской выдавал свою дочь за Окиан-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхнулося Окиан-море и стало ломать-топить корабли… Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска, и море затихло…".

В "Садко" композитор впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую "гамму Римского-Корсакова", которую применял в дальнейшем в своих произведениях для характеристики фантастического, сказочного мира. В "Садко" композитор впервые изобразил с помощью оркестровых красок морскую стихию, так близкую ему. Позднее Н.А.Римский-Корсаков использовал музыку "Садко" в одноименной опере. Через 24 года композитор вернулся к своему сочинению и переработал его. Окончательная редакция музыкальной картины относится к 1891 – 1892 гг.

Итак, звучит музыкальная картина Н.А.Римского-Корсакова "Садко", соч. 5 в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР, дирижер Е.Ф.Светланов. Запись 1965 г.

Арх. № ф. 4, оп. 6 к/д, ед. уч. 139

Время звучания: 
10 мин. 46 сек.