115-летие со дня рождения поэта М.А.Светлова
1917 год. В екатеринославской газете "Голос солдата" появились первые публикации Михаила Светлова. Впрочем, псевдоним "Светлов" появился у молодого поэта с 1919 г. В 1920 г. он добровольцем вступил в Красную Армию, активно участвовал в Гражданской войне. С 1922 г. М.А.Светлов поселился в Москве, а через год в Харькове появился его первый поэтический сборник "Рельсы". М.А.Светлов стал членом литературной группы "Молодая гвардия" – объединения литераторов, воспевавших революционную переделку мира. Выходят из печати все новые и новые сборники М.А.Светлова: "Стихи" (1924 г.), "Корни" (1925 г.), "Ночные встречи" (1926 г.). Одновременно М.А.Светлов пишет еще и стихи для троцкистских листовок. Период НЭПа поэт считал предательством революционных идеалов. "За троцкизм" М.А.Светлов в 1928 г. был исключен из комсомола. Поэтический талант М.А.Светлова ярче всего проявился в стихах о Гражданской войне. Особую популярность приобрели его поистине поэтические шедевры стихотворения "Гренада" (1926 г.) и "Каховка" (1930 г.), ставшие песнями. Стихи и поэмы М.А.Светлова получили всеобщее признание, их любили М.И.Цветаева и А.А.Ахматова. В.В.Маяковский читал "Гренаду" наизусть на своих концертах. 1920-е гг. стали годами наивысших творческих достижений М.А.Светлова. 1930-е гг. отмечены появлением пьес: в 1935 г. написана "Глубокая провинция", затем "Сказка" (1939 г.), наконец, "Двадцать лет спустя" и "Мыс желания" (1940 г.). Пьесы ставились в различных театрах, но без особого успеха. В годы Великой Отечественной войны М.А.Светлов работал военным корреспондентом газет "Красная звезда", "На разгром врага", "Героический штурм". Послевоенное время стало для М.А.Светлова временем творческого подъема, он вновь обратился к драматургии, продолжал писать стихи. Свет увидели пьесы "Бранденбургские ворота" (1946 г.), "Чужое счастье" (1953 г.) и др. В 1950 - 1960 гг. вышло несколько сборников лирических стихов М.А.Светлова, последний после смерти поэта. Лирика М.А.Светлова многопланова, многое в его стихах остается недосказанным. После его смерти поэтесса В.М.Инбер утверждала: "Он был единственным в своем роде, и местоположение Светлова в нашей поэзии останется не занятым никем". После войны творчество его было в негласной опале, он не мог выезжать за границу. Настоящим спасением было для поэта преподавание в Литературном институте, где он был одним из самых любимых профессоров. Поэт Л.А.Озеров писал о нем: "Привычно изображать Михаила Светлова этаким весельчаком, острословом, душой дружеского застолья, Ходжой Насреддином советской поэзии. Не встречал человека, более сосредоточенного на судьбах мира, опечаленного ими. Под грузом и гнетом своей сосредоточенности и опечаленности он находил выход в острословии. (…) Всю свою тоску, все свое одиночество, всю свою ранимость он прятал за острословием. Это была его броня. Такое блистательное острословие не могло быть маской. Оно глубоко коренилось в личности поэта". О себе ("Заметки о моей жизни") Михаил Аркадьевич писал: "Мне, вспоминая, не стоит труда обусловить главную черту комсомольцев моего поколения. Эта главная черта – влюбленность. Влюбленность в мордобой, когда Родина в опасности, влюбленность в работу при создании нового мира, (…) влюбленность в поэзию, в искусство, которое ты ни при каких обстоятельствах не покинешь".
Слушайте голос поэта М.А.Светлова. Выступление в Народном университете культуры, фрагмент. Запись не позднее 1964 г.
