125-летие со дня рождения актера Б.В.Щукина

17.04.2019

Выдающийся советский актер Борис Васильевич Щукин начал свою трудовую деятельность на железной дороге. Дяди мальчика были железнодорожниками, поэтому родители отдали его в начальное железнодорожное училище, затем он учился в реальном училище, а после его окончания в 1913 г. поступил в Московское высшее техническое училище (тогда еще без имени Н.Э.Баумана). Будучи в Москве, студент Б.В.Щукин увлекся театром, часто посещал спектакли. С началом Первой мировой войны Б.В.Щукина направили в московское Александровское военное училище, а далее он оказался в учебном полку в Саратове. Вот здесь-то он стал выходить на сцену самодеятельного театра с чтением юмористических рассказов И.Ф.Горбунова и А.П.Чехова. В 1918 г. после демобилизации Б.В.Щукин вернулся в город своего детства Каширу и начал работать в железнодорожном депо помощником машиниста, слесарем по ремонту паровозов. При депо существовал любительский театр под руководством профессионального актера В.Щеглова-Трубецкого. Когда поставили пьесу М.Горького "На дне", и Б.В.Щукину досталась роль Бубнова. Интересно, что роль Луки сыграл известный тогда актер МХАТ И.М.Москвин, живший на даче близ Каширы. Вообще за два года Б.В.Щукин в этом театре сыграл более 100 ролей, а в некоторых спектаклях по 4 – 5 ролей. Талант молодого человека был замечен, и он получил рекомендацию поступить на профессиональную сцену. Но тут его снова призвали в армию. За год до демобилизации (1920 г.) Б.В.Щукин был принят в студию МХАТ под руководством Е.Б.Вахтангова, а через год (1921 г.) стал членом труппы. Он много работал – был занят почти во всех постановках Е.Б.Вахтангова.

Важным этапом в артистической карьере Б.В.Щукина стала роль великого канцлера Тартальи в последней постановке Е.Б.Вахтангова "Принцесса Турандот" (1922 г.). Сказка К.Гоцци и замысел Е.Б.Вахтангова потребовали от актеров изощренной психофизической техники, свободной импровизации и фантазии. Тарталья – один из четырех героев-масок в спектакле, и все эти роли построены на импровизации. По мысли Е.Б.Вахтангова монологи персонажей строились на злободневных остротах. Б.В.Щукин играл разноплановые роли в "Свадьбе" А.П.Чехова, водевиле "Лев Гурыч Синичкин", пьесах "Заговор чувств" Ю.К.Олеши, "Далекое" А.Н.Афиногенова и др. В "Гамлете" он сыграл Полония. Роль большевика Павла в пьесе Л.Н.Сейфуллиной "Виринея" была исполнена с такой непосредственностью, что после нее Б.В.Щукин стал получать роли коммунистов. Работы Б.В.Щукина даже заслужили похвалу И.В.Сталина, посетившего один из спектаклей. Большим достижением была роль Егора Булычова в одноименной пьесе М.Горького. Последний участвовал в работе над постановкой, встречался с Б.В.Щукиным. Борис Васильевич говорил, что именно М.Горький подал мысль о возможности для Б.В.Щукина сыграть В.И.Ленина. Работа над образом вождя началась с середины 1930-х гг., когда готовилась постановка по пьесе Н.А.Погодина "Человек с ружьем". Премьера прошла триумфально (1937 г.). В 1930-х гг. Б.В.Щукин снялся в двух фильмах: "Летчики" (1935 г.) и "Поколение победителей" (1936 г.). Съемки "Летчиков" проходили на настоящем аэродроме, с настоящими самолетами и ветром. Конечно, у Б.В.Щукина были проблемы, общие для многих актеров театра, начавших сниматься в звуковом кино. Б.В.Щукин говорил:

"… за мной идут, снимают, а я не могу идти – ноги не идут, меня качает".

Крупнейшей кинематографической работой Бориса Васильевича Щукина была, безусловно, роль В.И.Ленина в кинокартинах М.И.Ромма "Ленин в Октябре" (1937 г.) и "Ленин в 1918 году" (1939 г.). Рассказывая о начале работы над картинами, М.И.Ромм вспоминал, как он был разочарован внешней несхожестью облика актера Б.В.Щукина и В.И.Ленина, ему казалось, что этот артист совсем не подходит на роль вождя. Готовясь к роли В.И.Ленина, Б.В.Щукин изучал фотографии и кинопленки, слушал грампластинки с речами В.И.Ленина, искал пластический рисунок образа, добивался портретного сходства и в гриме, и в поведении. Вот как описывает этот процесс М.И.Ромм:

"Входя в образ Ленина, Щукин проделывал огромную мускульную работу: по-видимому, он втягивал живот, расправлял плечи, каким-то образом приподнимая щеки, благодаря чему глаза чуть-чуть меняли форму, выдвигал вперед нижнюю губу, менял походку, повадку, постановку ног (…). Исподволь, задолго до картины готовясь к исполнению роли Ленина, Щукин тренировал себя и постепенно научился сразу входить в образ – единым усилием актерской воли. Давалось это ему, очевидно, нелегко, потому что едва он уставал, как терял сходство в Лениным".

В кинофильме "Ленин в Октябре" половина кадров снята в одном дубле, без повторения. Известно, что Б.В.Щукин решился на первую съемку только тогда, когда сумел показать, как смеется Ленин. Актер создавал этот образ в то время, когда еще были живы соратники В.И.Ленина, была жива Н.К.Крупская. Несмотря на то, что она критиковала работу Б.В.Щукина, по воспоминаниям М.И.Ромма

"Щукин в образе Ленина завоевал всенародную и непреходящую любовь. Нынешние поколения зрителей уже не могут отделить образ Ленина, созданный Щукиным, от образа самого Владимира Ильича – даже голос Щукина считается ленинским голосом".

Б.В.Щукин сыграл В.И.Ленина в годы, как пишет М.И.Ромм, когда это "было для актера подвигом жизни, требовало тройной смелости и почти отчаянной самоотверженности". Работа Б.В.Щукина в фильмах М.И.Ромма стала образцом для следующих поколений актеров, которым довелось играть ту же роль, заложила традиции исполнения роли В.И.Ленина. Во второй серии – "Ленин в 1918 году" Борис Васильевич снимался уже будучи тяжело больным. Вскоре после выхода фильма на экраны, он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Жизнь замечательного актера оказалась коротка, но роли, сыгранные им живут. М.И.Ромм вспоминал:

"Много лет прошло с тех пор, как мне, тогда начинающему режиссеру, довелось работать со Щукиным. Он сыграл в моей судьбе выдающуюся роль: я должен быть благодарен ему не только как учителю в нашем трудном искусстве, но и как человеку, который был образцом служения этому искусству".

Сегодня вы услышите две записи.

Первая – это фрагмент спектакля "Принцесса Турандот" – монолог Тартальи

Арх. № ф. 4, ед. уч. 36164-1

Время звучания: 
1 мин. 22 сек.

и фрагмент фонограммы художественного фильма "Ленин в Октябре"

Арх. № ф. 4, ед. уч. 36164-2

Время звучания: 
1 мин. 23 сек.