205-летие со дня рождения поэта М.Ю.Лермонтова

15.10.2019

Детство великого русского поэта и прозаика Михаила Юрьевича Лермонтова прошло в имении Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Воспитанием будущего поэта занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отношения между отцом Лермонтова и бабушкой были напряженными, что не могло не отразиться на характере мальчика. Лермонтов рос болезненным, страдал золотухой. Учителей для его домашнего образования выбрали неудачных, однако мальчик пристрастился к чтению, благо в Тарханах была прекрасная библиотека, и, таким образом, занимался самообразованием, выучил английский, немецкий, французский языки, изучал европейскую культуру, литературу. Особенно Лермонтова увлекало творчество Д.Байрона. В его ранних стихах (а писать их он начал с 14 лет) возникают образы романтических героев, жаждущих свободы, вечно борющихся с собой, презирающих всех и всё вокруг. Первого сентября 1828 г. Лермонтов начал учиться в благородном пансионе при Московском университете, после окончания пансиона поступил на нравственно-политическое отделение университета. 1830 – 1831 гг. были вершинным этапом юношеского творчества Лермонтова. Он работал интенсивно – за два года перепробовал почти все стихотворные жанры – элегию, романс, песню, послание и т.д. В стихах юный поэт пытался выразить словами невыразимые душевные движения, касался общих вопросов бытия и нравственной жизни личности. Лекции университетских профессоров его не удовлетворяли, а профессора были недовольны дерзким поведением и пререканиями студента Лермонтова. В результате он был уволен из университета в 1832 г.

Желание продолжить образование в Петербургском университете не осуществилось, т.к. ему пришлось бы начинать с первого курса – время учебы в Московском университете ему, как уволенному, не засчитывалось. Лермонтов терять два года не захотел и поступил 4 ноября 1832 г. в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два следующих года он провел в обстановке казарменной муштры, но продолжал писать стихи. После окончания Школы в 1834 г. Лермонтов был переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардейского Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Понятно, что большую часть времени Лермонтов проводил в Петербурге, наблюдая за жизнью светского общества. Драма "Маскарад" (1835 г.) явилась своего рода итогом этих наблюдений. Задумана была эта драма (словам автора) как "комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Тогда же Лермонтов начал писать роман "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Гибель на дуэли А.С.Пушкина (1837 г.) потрясла поэта, это событие стало переломным моментом в творческой жизни Лермонтова. Он написал свое знаменитое стихотворение "На смерть поэта", а через неделю – к нему заключительные 16 строк. Это стихотворение сделало Лермонтова известным, оно переписывалось, заучивалось наизусть. 3 марта 1837 г. он был арестован по делу "о непозволительных стихах". Будучи под арестом, Лермонтов пишет еще несколько стихотворений, составивших ему славу: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье" и др.

После ареста Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, а 1 апреля отправился из Петербурга в ссылку на Кавказ. На месяц он задержался в Москве, где переработал свое стихотворение "Поле Бородино" и опубликовал переработанный вариант в журнале "Современник" под названием "Бородино". В кавказской ссылке Лермонтов познакомился со ссыльными декабристами, а с поэтом Одоевским подружился. Кавказской теме посвящен ряд произведений Лермонтова – лирика, поэмы, роман "Герой нашего времени" (1938 г.). Хлопотами бабушки и по ходатайству Жуковского в январе 1838 г. Лермонтов, переведенный в Гродненский полк (расположенный недалеко от Новгорода), приехал в Петербург, бывал в театре, у Жуковского. Через месяц Лермонтова перевели в прежний Гусарский полк в Царском Селе. В этот период была опубликована без имени автора (цензура не пропустила) поэма "Песня про царя Ивана Васильевича". Постепенно Лермонтов входит в среду петербургских литераторов, посещает поэтические вечера, встречается с Тургеневым, Белинским и др. Тургенев так описывает Лермонтова:

"В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных темных глаз. И тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски-нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас сознавал всякий… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале Дворянского собрания ему не давали покоя… Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…".

В прогрессивных литературных кругах видели в нем надежду русской литературы. "На Руси явилось новое могучее дарование - Лермонтов" – восклицает известный русский критик Белинский. Прошло немного времени, и в марте 1840 г. случилась дуэль Лермонтова с сынов французского посла Э. де Барантом. Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию, снова на Кавказ. Здесь Лермонтов участвовал в военных действиях. В начале 1841 г. он получил двухмесячный отпуск и отправился в Петербург, надеясь получить отставку. В это ему было отказано и предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в полк на Кавказ. Прибыв в Пятигорск, Лермонтов получил разрешение задержаться там для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтова были найдены его последние стихи: "Спор", "Сон", "Утес", "Тамара", "Свиданье", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и др. В Пятигорске Лермонтов повстречал своих приятелей по Школе юнкеров, среди них был и Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, Мартынов, не выдержав язвительных шуток Лермонтова в свой адрес, вызвал последнего на дуэль. 15 июля 1841 г. Лермонтов был убит на дуэли Мартыновым. Белинский писал:

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу".

Да, Лермонтов был одним из выдающихся литераторов начала 19 столетия. Он писал и прозу, и стихи, он одновременно и романтик, и реалист. Лермонтов создал шедевры в поэзии, прозе, драматургии. По словам Белинского, основной пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и правах человеческой личности. В творчестве зрелого периода Лермонтов ставит вопросы о судьбе своего поколения, трагичности любви и т.п.

В исполнении замечательного чтеца В.Н.Аксенова (1902 – 1960 гг.) вы можете услышать стихотворения Лермонтова "Незабудка" (1830 г.) и "Романс (Стояла серая скала на берегу морском)". Эти стихотворения относятся к юношескому периоду творчества Лермонтова. "Незабудка" написана по мотивам одноименного стихотворения немецкого поэта А.Платена "Vergissmeinnicht" (1813 г.), но в стихах Лермонтова интонация ироничная. "Романс" – это вариация аллегорического мотива, связанного с темой людского злословия, разъединившего двух друзей.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 38805

Время звучания: 
4 мин. 57 сек.