165-летие со дня рождения актрисы М.Н.Ермоловой

14.07.2018

Выдающаяся русская театральная актриса Мария Николаевна Ермолова выросла в семье, непосредственно связанной с театром: ее дед, бывший крепостной скрипач князей Волконских до конца жизни работал в гардеробе Малого театра, отец там же был суфлером. Маша с детства мечтала о театре, разыгрывала сцены перед зеркалом, а читать училась по пьесам. В 9 лет она была отдана учиться в Московское театральное училище на казенное место балетного отделения. Когда Марии Николаевне было 13 лет, отец ее добился для дочери роли Фаншетты в водевиле "Десять невест и ни одного жениха". Это выступление успеха не имело, а знаменитый актер И.В.Самарин, по рассказам, выразился прямо: "Никогда ей не быть актрисою". Между тем М.Н.Ермолова знала все пьесы Малого театра и в своем призвании была уверена.

Драматическая роль в спектакле по пьесе Г.Э.Лессинга "Эмилия Галотти" (в бенефис актрисы Н.М.Медведевой), случайно полученная шестнадцатилетней М.Н.Ермоловой, дала ей возможность проявить себя. В дневнике она писала:

"30 января 1870 г. – день этот вписан в историю моей жизни такими же крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала. Я счастлива, нет, - я счастливейший человек в мире. Сбылось то, о чем я пять дней назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут еще один раз. Меня вызывали двенадцать раз".

А актер М.И.Царев о дебюте М.Н.Ермоловой писал:

"Она выбежала на сцену и произнесла всего одну фразу – и зал замер, и каждый человек в нем почувствовал: сейчас, в эту минуту свершается небывалое. (…) В этот день на русской сцене произошло рождение новой трагической артистки."

После окончания училища М.Н.Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Давали ей поначалу роли комедийные, преимущественно в водевилях. Молодая актриса серьезно подходила к ролям, придумывала образ. Первые три года она училась, набиралась мастерства. Постепенно в ее репертуаре появились серьезные роли. После шести лет работы в театре состоялся бенефис М.Н.Ермоловой. Спектакль по пьесе Лопе де Вега "Овечий источник" с М.Н.Ермоловой в главной роли имел оглушительный успех. Восторг публики был таков, что зрители вместо лошадей провезли карету до дома актрисы и внесли ее в дом на руках. М.Н.Ермолова открыла новую эпоху в истории Малого театра, эпоху романтизма. Обладая мощным трагическим дарованием, М.Н.Ермолова играла Офелию, Дездемону, Федру, Сафо, леди Макбет и др. роли, восхищая публику и критиков, впечатляя зрителей глубиной переживаний.

Настоящим ее триумфом в 1884 г. стал спектакль "Орлеанская дева" по произведению Ф.Шиллера, где актриса сыграла роль Жанны Д`Арк. Ее вызывали 64 раза, а спектакль не сходил со сцены театра 18 лет. В трагических и драматических ролях талант М.Н.Ермоловой раскрывался в полной мере. Новые грани таланта актрисы выявились в ее ролях в спектаклях по пьесам русских драматургов. Например, в пьесах А.Н.Островского она сыграла Олену ("Воевода, или Сон на Волге"), Негину ("Таланты и поклонники"), Тугину ("Последняя жертва"), Кручинину ("Без вины виноватые"). С 1910-х гг. М.Н.Ермолова уже не хотела играть роли привычного репертуара из-за возраста, появились роли матерей и старух.

В 1920 г. отмечалось 50-летие ее творческой деятельности. М.Н.Ермоловой, первой среди актрис, было присвоено звание Народной артистки Республики. В 1923 г. она официально покинула сцену, продолжая давать концерты, читала стихи, проводила встречи со зрителями. Всего Мария Николаевна сыграла более 300 ролей. К.С.Станиславский считал М.Н.Ермолову идеалом театральной актрисы, чье искусство заключалось в "совершенной простоте". К.С.Станиславский писал:

"Ее данные были исключительны. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины… Внешние данные Марии Николаевны были не менее замечательны. У нее было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метании и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым самые ее недостатки превращались в достоинства".

Конечно же, мы верим и К.С.Станиславскому, и В.И.Немировичу-Данченко, называвшему М.Н.Ермолову "поэтом свободы на русской сцене", но слава М.Н.Ермоловой, к великому сожалению, известна нам лишь по отзывам современников. Спектакли великой актрисы не были запечатлены на кинопленке.

Мы должны быть благодарны судьбе, сохранившей для нас голос Марии Николаевны Ермоловой. Она читает отрывок из монолога Марии Стюарт из трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт".

Арх. № ф. 540, оп. 16"г", ед. уч. 134

Время звучания: 
1 мин. 57 сек.