95-летие со дня рождения скрипача Л.Б.Когана

14.11.2019

Всемирно известный скрипач Леонид Борисович Коган о своем детстве вспоминал: "Заниматься на скрипке я стал совершенно случайно. Мои родители не были музыкантами. Отец был фотографом, он играл на скрипке. В детстве она привлекала меня необычностью и удивительными звуками.

Когда мне было три года, я не ложился вечером спать, если рядом со мной не клали скрипку. В пять лет я уже пробовал сам играть на ней, но дотянуться левой рукой до шейки инструмента, как это делал отец, не удавалось. И это меня страшно злило. После долгих моих просьб родные купили мне маленькую скрипку, что было для меня огромной радостью. Вскоре я начал заниматься. Однако мои радужные мечтания быстро научиться играть вскоре рассеялись. Оказалось, что это очень трудно. Помню, к третьему уроку мне уже настолько не хотелось заниматься, что я отказался идти к педагогу. Но тут уже решительно запротестовали родители и настояли, чтобы я продолжил учебу. Первые два месяца я мог играть подряд не более пяти минут, руки наливались свинцом, голова была еще тяжелее".

Так трудно начиналась блестящая музыкальная карьера Когана. С 1936 г. он учился Центральной музыкальной школе, в 1948 г. окончил Московскую консерваторию, аспирантуру, а еще с 1944 г. стал солистом Московской филармонии, преподавал в консерватории. В 1947 г. Коган получил первую премию Пражского международного конкурса. Триумфальным для него стал 1951 г., когда он победил на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе – мир узнал его имя. Дальнейшая жизнь музыканта была наполнена концертами и гастролями – его с восторгом встречали в Канаде, Франции, Швеции, Польше, Англии, ГДР, США, Аргентине, Японии, Новой Зеландии… В 1956 – 1957 гг. Коган дал цикл концертов, охватывающий почти всю историю скрипичной музыки. Он был непревзойденным исполнителем сочинений Паганини, Венявского, Сарасате, Крейслера и др. В репертуаре Когана были представлены все основные направления скрипичного репертуара, в том числе современная музыка – Хачатуряна, Хренникова, Караева и т.д. Знаменитый дирижер Светланов так отзывался об искусстве Когана:

"Меня всегда пленял когановский звук. Сочный, богатый, объемный, исключительно теплый, согретый сердечностью и широтой души, он был подобен голосу Обуховой в нижнем регистре, а в верхнем – напоминал незабываемый кристальный тембр Неждановой". И далее: "О виртуозности Когана говорить много не приходится. Для него не существовало никаких проблем. Все самое наитруднейшее в скрипичной мировой литературе исполнялось им с блеском и стихийной мощью. Беспредельными техническими возможностями он покорял слушателей еще будучи ребенком. С годами он пошел, как говорится, вглубь, и весь технический арсенал его был подчинен решению высоких задач художественной интерпретации".

Помимо того, что Коган свободно владел всем арсеналом скрипичной техники, за 40 лет артистической карьеры он сыграл почти весь мировой скрипичный репертуар. Последние два года жизни маэстро были особенно насыщенными выступлениями, он жаловался, что не успевает отдыхать. Последней большой работой Когана, премьера которой состоялась в 1982 г., были "Времена года" Вивальди. В декабре этого года состоялись последние концерты Когана – в Вене.

Сегодня вы услышите Адажио ми мажор, KV261 Моцарта в исполнении Когана, Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством К.Кондрашина. Запись с концерта в Московской консерватории 15.12.1969 г.

Арх. № ф. 4, оп. 1, ед. уч. 304

Время звучания: 
6 мин. 51 сек.

Сочинения Моцарта постоянно входили в репертуар Когана. Он говорил:

"Когда играешь большие классические концерты, вырабатывается определенный внутренний стиль, который не допускает вольностей и отступлений от замысла композитора, в широком смысле даже от традиций исполнения. Мои стремления пропускаются через множество таких фильтров".

Этот подход к исполнению в полной мере относится и к Адажио Моцарта. Критики отмечали, что игра Когана была не просто "объективной" передачей текста, она раскрывала богатство чувств и образов музыки сообразно отраженному в ней времени, стилю. Интересна история появления Адажио ми мажор как отдельной пьесы. Первоначально адажио было 2-й частью Концерта Моцарта № 5 для скрипки с оркестром ля мажор КV219. Это адажио было, как считали современники Моцарта, слишком эмоционально насыщенным, слишком напряженным. Скрипач Брунетти, который разучивал адажио из Концерта № 5 для скрипки с оркестром, попросил Моцарта написать новую пьесу, которая была бы лишена столь острых личных черт. И Моцарт выполнил его просьбу, в результате появилось Адажио ми мажор. В нем Моцарт стремится следовать привычному публике изящному классическому стилю, но всплески чувств все же прорываются сквозь нежное полотно моцартовской музыки. Леонид Борисович Коган говорил:

"Мне хочется, чтобы слушатель испытал максимальный душевный подъем и полное эстетическое удовольствие, который испытываю я, исполняя произведение на эстраде".

Желаем вам испытать душевный подъем и полное эстетическое удовольствие, слушая музыку Моцарта в исполнении Когана.