130-летие со дня рождения композитора Н.М.Стрельникова

14.05.2018

Николая Михайловича Стрельникова, рано оставшегося без матери, всегда тянуло к музыке. Однако сначала он окончил с золотой медалью Императорское училище правоведения, и, вплоть до Октябрьской революции имел обширную юридическую практику, дружил с сенатором А.Ф.Кони. Однако наряду с этим поступил (1911 г.) в Петербургскую консерваторию по классу композиции, где учился у С.В.Рахманинова и Ц.А.Кюи. Первые же опыты композиции относятся к 1906 г. Еще до революции он сблизился с видными большевиками Н.Н.Крестинским и П.И.Стучкой. После 1917 г. Н.М.Стрельников активно участвовал в культурном строительстве, возглавляя музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения, читал лекции в рабочих клубах и воинских частях, вел курс в Театральном техникуме, заведовал концертным отделом филармонии. В 1922 г. Н.М.Стрельников стал заведующим Ленинградским ТЮЗом, написал музыку к более чем 20 спектаклям театра. 1925 год стал знаменательным для Н.М.Стрельникова. По просьбе руководства Ленинградского малого оперного театра он написал вставные номера к одной из оперетт Ф.Легара. Это сыграло огромную роль в дальнейшей жизни Н.М.Стрельникова – все последующие годы он посвятил оперетте. Как композитор он сформировался в первые годы после Октябрьской революции. Перу Н.М.Стрельникова принадлежат две оперы, сюита, концерт для фортепиано с оркестром, романсы на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, детские фортепианные пьесы, музыка к кинофильмам и спектаклям, наконец, книги о композиторах А.Н.Серове, Л.в.Бетховене, статьи. В творчестве Н.М.Стрельникова оперетта стала главным жанром. Всего он сочинил 9 оперетт: "Черный амулет" (1927 г.), "Королева ошиблась" (1928 г.), "Луна-парк" (1928 г.), "Холопка" (1929 г.), "Чайхана в горах" (1930 г.), "Завтра утром" (1932 г.), "Сердце поэта, или Беранже" (1934 г.), "Настоящая любовь" (1937 г.), "Президенты и бананы" (1939 г.) по повести О'Генри "Короли и капуста". Наиболее известна и популярна "Холопка" на сюжет из времен императора Павла I. В "Чайхане в горах" – сюжет из советской действительности. Остальные оперетты Н.М.Стрельникова написаны на сюжеты из зарубежной жизни. Как композитор Н.М.Стрельников обладал незаурядным даром мелодиста и искусством оркестровки, стал продолжателем традиций Ф.Легара и И.Кальмана. В основе фабулы "Черного амулета", первой оперетты Н.М.Стрельникова, лежит рассказ дирижера А.Коутса о житейской драме талантливого негра в США, добившегося признания на эстраде, но остающегося бесправным в стране белых миллиардеров в силу расовой вражды. Предлагаем послушать из оперетты Н.М.Стрельникова "Черный амулет" дуэт "Радость встречи" в исполнении артистов Московского театра оперетты. Клавдия Михайловна Новикова (1895 – 1968 гг.), служившая в Московском театре оперетты в 1926 – 1958 гг., имела редкий для оперетты голос с диапазоном в 3 октавы, исполняла партии героинь, каскадные и особо успешно характерно-бытовые, комедийные роли. Игорь Владимирович Стравинский (1897 – 1969 гг.) служил в Московской оперетте в 1927 – 1958 гг.

Оркестр ГАБТ СССР, дирижер А.А.Залевский. Запись 1938 г.

Арх. № ф. 540, оп. 6"г", ед. уч. 130

Время звучания: 
3 мин. 45 сек.