155-летие со дня рождения композитора Р.Штрауса

11.06.2019

Рихард Штраус – один из крупнейших немецких композиторов рубежа 19 – 20 вв. и один из лучших дирижеров своего времени. Потомственный музыкант, он рос в артистической среде. Отец Р. Штрауса был блестящим валторнистом, работал в Мюнхенском придворном оркестре. В семье много музицировали, мальчик занимался музыкой и пробовал сочинять. В 6 лет он написал несколько пьес и пытался сочинить увертюру для оркестра. Занятия музыкой шли столь успешно, в обучении в консерватории необходимости не возникло. Позднее он начал работать дирижером в различных театрах.

Первый композиторский успех пришел к Р.Штраусу после появления симфонической поэмы "Дон Жуан", далее последовал целый ряд ярких симфонических поэм, написанных в 1889 – 1989 гг. – "Тиль Уленшпигель", "Как говорил Заратустра", "Дон Кихот", "Смерть и просветление" и др. Уже в этих произведениях проявились особенности музыкального творчества Р.Штрауса – красочность и полнота звучания оркестра, смелость музыкального языка. После сочинения "Домашней симфонии" (1903 г.) композитор решил посвятить себя опере. Он занимался постановками опер В.А.Моцарта, Р.Вагнера в европейских оперных театрах, гастролировал как дирижер-симфонист по всей Европе – в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании и др. Выступал он и в России, концерты в Москве (1896 г.) прошли с большим успехом. В 1903 – 1908 гг. Р.Штраус создал оперы "Саломея" и "Электра", вызвавшие неоднозначную реакцию критики, однако со временем отношение к произведениям композитора стало меняться и оперы шли с огромным успехом на многих оперных сценах. В 1910 г. Р.Штраус сочинил самую популярную из своих опер – оперу-вальс "Кавалер розы", которая шла с триумфом на оперных сценах многих стран и по сей день является одной из популярнейших опер 20-го века. Позднее Р.Штраус написал еще ряд опер: "Ариадна на Наксосе" (1912 г.), "Елена Египетская" (1927 г.), "Дафна" (1940 г.), "Любовь Данаи" (1940 г.), в основе которых образы античной Греции. Последняя опера Р.Штрауса – "Каприччио" (1941 г.).

Творческое наследие Рихарда Штрауса обширно и многообразно, оно включает оперы и балеты, симфонические поэмы, музыку к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. Композитора вдохновляли произведения Ф.Ницше, Ж.Б.Мольера, М.Сервантеса, О.Уайльда, Г.Гофмансталя, В.Гёте и др. Композиторский стиль Р.Штрауса формировался под влиянием немецкого музыкального романтизма Р.Шумана, И.Брамса, Ф.Мендельсона, Р.Вагнера и др. Музыка Р.Штрауса глубоко самобытна, оригинальна, узнаваема. Друг его, писатель Ромен Роллан писал:

"Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов – быть может, самым крупным современной Германии".

Оперы Р.Штрауса - наиболее популярные и часто исполняемые произведения 20-го века. Сегодня вы услышите танец Саломеи из оперы Р.Штрауса "Саломея". Эта опера одноактная, написана на либретто по драме О.Уайльда. Действие этой "библейской драмы" происходит в Иудее около 30 г. н.э. – сюжет заимствован из Нового Завета. Премьера оперы состоялась в Дрездене 9 декабря 1905 г. и вызвала скандал. Сюжет использовался еще до О.Уайльда такими авторами, как Св. Григорий, Г.Гейне, О.Флобер и др. Драматическую версию британские цензоры запретили на лондонской сцене, а кайзер Вильгельм II (внук английской королевы Виктории) запретил оперу "Саломея" в Берлине. Совет директоров "Метрополитен-опера" снял "Саломею" после первой публичной репетиции и первого исполнения из-за резких протестов со стороны прессы и церкви. Приверженцы Р.Вагнера утверждали, что больше трех представлений опера не выдержит, а один из старейших сотрудников Байрейтского театра так ответил на вопрос, слышал ли он "Саломею": "Я не прикасаюсь к грязи!". Из опубликованной переписки известно, что дирижер Шух за шесть недель до первого представления "не видел партитуры и даже не подозревал, что ему предстоит". Певцы придворной труппы не хотели разучивать порученные им партии, а первая исполнительница партии Саломеи отказалась от дальнейших выступлений после 3-го спектакля. Р.Роллан назвал оперу "Саломея" "чудовищным шедевром". Зато ныне роли Саломеи, Ирода, Иоканаана стали желанными для исполнителей партиями оперного репертуара, а опера – одним из популярнейших музыкальных спектаклей. Русская премьера" Саломеи" состоялась в 1924 г. в Мариинском театре. Танец Саломеи во время первых представлений оперы исполнялся не оперной певицей, а дублершей-танцовщицей. Автор оперы писал:

"Это должен быть настоящий восточный танец, возможно более серьезный и размеренный, вполне благопристойный, по возможности исполняемый на одном месте, как бы на молитвенном ковре".

Р.Вагнер назвал музыку "Саломеи" "симфонией в драматической форме, психологической, как и любая музыка".

Слушайте танец Саломеи в исполнении Р.Штрауса.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 34185

Время звучания: 
8 мин. 15 сек.