205-летие со дня рождения композитора Дж. Верди

10.10.2018

Джузеппе Верди - это имя хорошо известно всем любителям музыки. Жизненный путь его совпал с важным периодом в истории его родной страны Италии. Это была эпоха Рисорджименто – эпоха борьбы итальянцев за свободную и единую Италию. Дж.Верди черпал свое вдохновение в драматических перипетиях этой борьбы.

Джузеппе Мадзини, итальянский политик, писатель, патриот в 1848 г. писал Дж.Верди:

"То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг Мандзони делает в поэзии, то вы делаете в музыке. Мы все как умеем служим народу".

Действительно, Дж.Верди понимал свою творческую задачу как служение интересам народа. Мальчиком он был музыкально одаренным, родители это заметили и подарили ему спинет. Его Дж.Верди хранил до конца жизни. Учился музыке, пытался поступить в консерваторию в Милане, крупнейшем музыкальном центре Италии – не удалось ("из-за низкого уровня фортепианной игры"). Упорно брал частные уроки, посещал оперные спектакли, концерты. Первое публичное его выступление состоялось в 1830 г. Первая опера Дж.Верди "Оберто, граф Бонифачьо" (1839 г.) была поставлена в Миланском театре Ла Скала. Молодой композитор получил контракт на написание двух опер – "Король на час" и "Набукко" ("Навуходоносор"). В самом начале работы над "Королем на час" один за другим умирают двое его детей, затем жена. В это время Дж.Верди писал:

"У меня больше не было семьи!.. Посреди этих ужасных мук, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, я должен был сочинить и закончить комическую оперу!".

Неудивительно, что постановка "Короля на час" (1840 г.) провалилась и Дж.Верди решил больше не писать оперной музыки. Однако, переубежденный директором театра, он все же сочинил "Набукко". Премьера состоялась 9 марта 1842 г. в Ла Скала и прошла с большим успехом. За один только год опера ставилась в Европе 65 раз! Дж.Верди писал:

"Набукко" – это опера, с которой по существу начинается моя артистическая карьера".

За 10 лет композитор написал 14 опер. Их сюжеты основаны на героико-патриотических идеях, воспевают борцов за свободу, отражают положение в Италии 1840-х гг., а прямые политические намеки вызывают накал патриотических чувств у публики. Таковы были оперы "Ломбардцы в крестовом походе" (1843 г.), "Эрнани" (1844 г.), "Жанна д`Арк" (1845 г.), "Аттила" (1846 г.), "Разбойники", "Иерусалим", "Макбет" (1847 г.), "Корсар" (1848 г.), "Битва за Леньяно" (1849 г.) и др. К началу 1850-х гг. имя Дж.Верди уже широко известно и за пределами Италии. Он выезжает в Европейские страны для руководства постановками своих произведений. Оперные шедевры Джузеппе Верди 1850-х гг. - "Риголетто" (по пьесе В.Гюго "Король забавляется", первая постановка в 1851 г. в Венеции), "Трубадур" (1853 г.), "Травиата" (1853 г., по пьесе А.Дюма-сына "Дама с камелиями") были написаны за два года, затем последовали "Сицилийская вечерня" (1855 г.), "Симон Бокканегра" (1857 г.), "Бал-маскарад" (1859 г.). В 1861 г. Дж.Верди сочинил оперу "Сила судьбы" по заказу дирекции Петербургского Мариинского театра, пребывая в Петербурге с ноября 1861 – по апрель 1862 г. В ноябре – декабре 1862 г. композитор присутствовал на спектакле "Сила судьбы" в Петербурге и "Трубадур" в Москве и был встречен овациями публики.

1860-е гг. отмечены чувством разочарования Дж.Верди итальянской действительностью. Он отходит от общественной деятельности, почти ни с кем не встречается. Среди деятелей итальянского искусства он наблюдает измену национальным идеалам, распространение моды на все чужеземное. В репертуаре музыкальных театров главенствуют иностранные авторы. Возможно, именно такие настроения композитора отразились в его опере "Дон Карлос" (1867 г. по одноименной пьесе Ф.Шиллера). Опера отличается мрачным колоритом, в ее музыке передана гнетущая атмосфера в Испании, обусловленная проникновением инквизиции по все сферы жизни общества. Дж.Верди был недоволен оперой, которая получилась слишком громоздкой с недостаточно динамичным развитием интриги. Трудность для композитора была и в том, что музыка создавалась на французский текст. Впоследствии опера была переработана для итальянской сцены, сокращена. Опера "Дон Карлос" остается замечательным произведением, отмеченным богатством психологических характеристик героев. Очередной шедевр Дж.Верди, опера "Аида" появляется в 1871 г. Опера была написана по заказу Египетского правительства, дабы отметить открытие Суэцкого канала. В 1874 г. композитор создал грандиозный Реквием на смерть писателя Алессандро Мандзони, которого очень ценил. После Реквиема в творчестве Дж.Верди наступил длительный перерыв: прошло 10 лет, прежде чем он приступил к созданию "Отелло". Над оперой Дж.Верди трудился 3 года, принимал участие в ее постановке. Премьера состоялась в Милане в 1887 г. П.И.Чайковский в 1888 г. писал:

"Гениальный старец Верди в "Аиде" и "Отелло" открывает для итальянских музыкантов новые пути".

Последней оперой Дж.Верди был "Фальстаф" (1893 г.) по пьесе В.Шекспира "Виндзорские проказницы". Опера "Фальстаф" – жизнерадостное произведение, в котором сочетаются буффонада, сатира, лирика и глубокий психологический анализ образа Фальстафа. Автор присутствовал на премьере оперы в Милане.

Операм Джузеппе Верди присущи гуманизм, обличение зла и несправедливости, зрелищность, эффектность, доходчивость музыкального языка. Действительно, музыка Дж.Верди яркая, мелодичная стала популярной во всем мире. Дж.Верди написал 26 опер. Он – самый исполняемый оперный композитор, а опера "Травиата" – самая исполняемая опера на планете.

Но сегодня в исполнении Ф.И.Шаляпина предлагаем послушать арию Филиппа из оперы Дж.Верди "Дон Карлос" (на итальянском языке).

Арх. № ф. 540, оп. 12г, ед. уч. 264

Время звучания: 
4 мин. 00 сек.