145-летие со дня рождения архитектора А.В.Щусева

08.10.2018

Алексей Викторович Щусев, архитектор, теоретик архитектуры в 1891 - 1897 гг. учился в Петербурге в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств у Л.Н.Бенуа и И.Е.Репина. Дипломный проект А.В.Щусева "Барская усадьба" был награжден Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку для его автора. Вот А.В.Щусев после окончания Академии и отправился в Среднюю Азию (в составе археологической экспедиции) исследовать древние архитектурные памятники Самарканда. В 1898 – 1899 гг. он посетил Тунис, страны Западной Европы (Австрию, Италию, Англию, Бельгию, Францию). Рисунки А.В.Щусева этого периода вошли в его отчетную выставку и получили одобрение И.Е.Репина. Результаты путешествий оказали значительное влияние на дальнейшую работу А.В.Щусева. Он поселился в Петербурге, с 1901 г. состоял на службе в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. Одним из первых заказов стало проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Одной из ранних работ А.В.Щусева стала первая строго научная реставрация – воссоздание храма Св.Василия в Овруче XII в. Здесь А.В.Щусев осуществил совершенно новый подход к реставрации, изучал и обмерял сохранившиеся фрагменты XII в., тщательно из сохранил. И.Э.Грабарь, выдающийся реставратор и художник писал о работе А.В.Щусева:

"Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших еще древних стен, но все те конструктивные части их – арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине".

За реставрацию этого храма А.В.Щусев в 1910 г. получил звание академика. В 1900-х гг. А.В.Щусев трудился много и плодотворно. Одним из выдающихся творений А.В.Щусева является Марфо-Мариинская обитель в Москве (по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны, 1908 – 1912 гг.), в том числе Собор Покрова в неорусском стиле, расписанный М.В.Нестеровым. Именно в этот период А.В.Щусев стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна) в России. Для авторского почерка архитектора характерны вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамичность форм, часто ассиметричных, крупные детали декора. А.В.Щусев утверждал:

"Застывших форм не существует, и архитектура наиболее хорошо способна это подтвердить".

В 1911 г. Алексей Викторович стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве. Казанский вокзал А.В.Щусев строил почти 30 лет (с 1913 г.), поэтому и стал жить в Москве. Казанский вокзал – сооружение, безусловно, выдающееся, отражающее характер старой Москвы своим белокаменным декором в духе русского барокко XVII в. В 1912 – 1916 гг. А.В.Щусев проектировал железнодорожные вокзалы в Софрине, Красноуфимске, Муроме и др. После Октябрьской революции 1917 г. А.В.Щусев стал одним из самых востребованных архитекторов. В 1918 – 1923 гг. он занимался разработкой генерального плана "Новая Москва", направленного на выявление и сохранение исторического центра Москвы и отдельных зданий, однако городская администрация тех лет раскритиковала план. А.В.Щусев был главным архитектором 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. в Москве в районе нынешнего ЦПКиО им. М.Горького, в 1925-1926 гг. проектировал Центральный Дом культуры железнодорожников. Чуть позднее (1926 – 1929 гг.) был директором Третьяковской галереи, впоследствии занимался пристройкой новых ее залов. В 1922 – 1930 гг. А.В.Щусев был председателем Московского архитектурного общества.

Самым известным сооружением А.В.Щусева является Мавзолей В.И.Ленина на Красной площади Москвы. Первый деревянный мавзолей был сооружен всего за 4 дня под руководством А.В.Щусева ко дню похорон В.И.Ленина 27 января 2924 г. Вторая версия мавзолея с двумя трибунами была осуществлена весной 1924 г. Когда выяснилось, что тело В.И.Ленина может быть сохранено надолго, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс выиграл А.В.Щусев, и в октябре 1930 г. новый мавзолей, облицованный гранитом и лабрадоритом, был готов. А.В.Щусевым было блестяще спроектировано и построено здание Наркомзема (1928 – 1933 гг., ныне – Министерство сельского хозяйства). В 1930-е гг. А.В.Щусев в процессе реконструкции Москвы возглавил архитектурную мастерскую для проектирования застройки набережных, жилых домов и т.п. Крупнейшим проектом стала гостиница "Москва", одна из первых больших гостиниц. В 1937 г. после публикации в газете "Правда" началась кампания против А.В.Щусева, он был исключен из Союза архитекторов СССР, однако вернулся к работе над гостиницей "Москва". По проектам мастерской А.В.Щусева построены Большой Москворецкий мост, советское посольство в Бухаресте, Гостиница в Батуми, Театр оперы и балета в Ташкенте и множество других объектов. В 1940-х гг. А.В.Щусев работал над проектами восстановления разрушенных в результате Великой Отечественной войны городов Истра, Новгород, Кишинев и др.

С 1945 г. и до конца жизни Алексей Викторович был первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева). Одним из последних его творений была станция московского метро "Комсомольская-кольцевая", олицетворяющая победу над фашизмом. Творческое наследие А.В.Щусева – 150 проектов, из них более 40 реализованы. Зодчий писал:

"Каждый архитектор должен надеяться на то, что ему удастся хотя бы раз в жизни сделать не только удачный проект, но и осуществить его в натуре в полной мере и во всю силу своего таланта".

Такой творческой удачей он сам считал Казанский вокзал в Москве. Все, что создал А.В.Щусев подтверждает его мысль: "Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью", и созданное им живет.

Вот единственная сохранившаяся в фондах РГАФД запись голоса А.В.Щусева.

Арх. № ф. 1, оп. 15, ед. уч. 310

Время звучания: 
2 мин. 47 сек.