105-летие со дня рождения норвежского путешественника Т.Хейердала

06.10.2019

Знаменитый норвежский путешественник и писатель Тур Хейердал с детства интересовался зоологией и очень боялся воды, так как однажды чуть не утонул в реке. Боязнь воды прошла у него лишь в 22 года, когда Хейердал случайно упал в реку, но сумел выплыть. В 1933 г. он поступил в Университет Осло, разумеется на естественно-географический факультет, изучал зоологию и географию. Большую роль в жизни Хейердала сыграло знакомство с известным норвежским путешественником Бьёрном Крепелином. В годы Первой мировой войны он жил в Полинезии, на Таити, где и собрал огромную коллекцию книг и предметов быта племен. В библиотеке Крепелина Хейердал изучал историю и культуру Полинезии, что повлияло на выбор жизненного пути путешественника и исследователя. Коллекция Крепелина позднее была выкуплена у его наследников библиотекой Университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики. Хейердал с женой приняли участие в проекте профессоров зоологии К.Бонневи и Я.Брока по изучению удаленных островов Полинезии и их животного мира, выявлению путей расселения животных в Полинезии. В 1937 г. Хейердалы добрались до острова Таити, жили в доме таитянского вождя, постигали науку выживания в естественных условиях. Затем переехали на остров Фату-Хива, где провели год. Здесь путешественники услышали местные предания о прародине островитян, находящейся на Востоке. Вскоре Хейердалы вернулись на родину, а потом появилась первая книга Тура Хейердала "В поисках рая" (1938 г.).

В 1940 г. Хейердал отправился в Британскую Колумбию (Канаду) для изучения индейского населения. Однако все планы поломала начавшаяся Вторая мировая война. Хейердал вернулся в Норвегию, учился в английской радиошколе. После войны, в 1946 г. Хейердал выдвинул гипотезу о заселении Полинезии людьми из Америки, а не из Юго-Восточной Азии. Для того, чтобы доказать свое предположение, Хейердал организовал экспедицию. В Перу был построен плот "Кон-Тики", на котором члены экспедиции пересекли Тихий океан и через 101 день и 8 тысяч километров причалили к одному из островов Туамоту. Так была доказана возможность переплыть океан и добраться до островов Полинезии. По итогам экспедиции Хейердал написал книгу "Путешествие на "Кон-Тики", в которой увлекательно рассказал о приключениях экспедиции и своих наблюдениях. Книга была переведена на 66 языков, а документальный фильм о путешествии "Кон-Тики" получил премию "Оскар" в 1952 г. В 1955-х гг. Хейердал несколько месяцев занимался изучением острова Пасхи, снарядил туда экспедицию, вел археологические раскопки. По итогам экспедиции Хейердал издал книгу "Аку-Аку".

Позднее Хейердал заинтересовался лодками из тростника. В 1969 г. на озере Чад было построено судно из папируса на основе макетов и рисунков древнеегипетских судов. Лодку "Ра" спустили на воду у берегов Марокко. Она продержалась на плаву несколько недель, стала разрушаться и тонуть. Плавание было прервано. Через год (1970 г.) лодка "Ра-2", построенная в Боливии, отправилась из Марокко к берегам Барбадоса. Плавание прошло успешно. В экспедициях на "Ра" и "Ра-2" участвовал наш соотечественник врач Ю.А.Сенкевич. Когда Хейердал готовил экспедицию на "Ра", академик М.Келдыш, знакомый с ним, при встрече предложил:

"А почему бы вам не взять с собой русского?".

Хейердал поставил условие: русский должен быть врачом, владеющим английским языком и с чувством юмора. Сенкевича, только что вернувшегося из Антарктиды, рекомендовал его научный руководитель космонавт Б.Егоров. Так Сенкевич стал участником экспедиций Хейердала. В 1977 г. для доказательства связей древних шумеров с индской цивилизацией была построена тростниковая лодка по технологии древних шумеров. Строительство проходило в Ираке, в городке Эль-Курна из тростника, произрастающего в районе проживания болотных арабов, срезанного непременно в августе. Именно тростник, срезанный в августе, по мнению местных жителей, обладает наибольшей плавучестью. 23 ноября 1977 г. были подняты паруса "Тигриса" и он отправился в путешествие с командой из 11 человек разного возраста из разных стран. Плавание проходило сложно, были проблемы с погодой, со связью. "Тигрис" находился на оживленном морском пути, несколько раз на грани столкновения с проходящими судами. Лодка следовала в Карачи (Пакистан), затем на юг и запад до острова Сокотра у побережья Сомали. После остановки у о. Сокотра "Тигрис" проследовал к Аденскому заливу в сторону Джибути. Планировалось через 10-12 дней войти в Красное море и завершить путешествие. Однако сложная и даже опасная обстановка, сложившаяся в регионе в связи с военно-морскими учениями США, Англии и Франции, заставила Хейердала прервать путешествие. 30 марта 1978 г. "Тигрис" прибыл в Джибути. Руководитель экспедиции Хейердал решил сжечь лодку в знак протеста против военной опасности. Из открытого письма к Генеральному секретарю ООН К.Вальдхайму (03.04.1978 г.):

"…Мы предприняли путешествие в прошлое, чтобы изучить мореходные качества судна, построенное по древним шумерским образцам. Но это было также путешествие в будущее с целью показать, что люди, стремящиеся к общему выживанию, могут мирно сосуществовать даже в самом тесном пространстве… Нас 11 человек, представляющих страны в различными политическими системами… Несмотря на разные политические взгляды, мы, живя в стесненных условиях, в полном взаимопонимании и дружбе, плечом к плечу боролись с штормами и штилями, постоянно сохраняя верность идеалам Объединенных наций. Сегодня мы сжигаем наше гордое суденышко с абсолютно целыми парусами, такелажем и корпусом – в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 г., в который мы возвратились из открытого моря".

Итак, "Тигрис" был сожжен в знак протеста против войны на Ближнем Востоке. Сенкевич считал, что была допущена единственная ошибка – команда пошла на поводу у спонсора путешествия "Би-Би-Си", который поставил условие, чтобы сожжение оставалось тайной до последнего момента. Сенкевич писал: "Наши финансисты не желали конкуренции. Закабалив "Тигрис" при жизни, они намеревались стричь купоны и с его похорон. А надо было бы заупрямиться, созвать газетчиков, журналистов, трубить во все трубы:

"Мы против войны. В знак протеста мы сжигаем "Тигрис". Приезжайте, смотрите!" Вот тогда мир воспринял бы случившееся иначе. Но мы были слишком потрясены".

С научной точки зрения экспедиция была, тем не менее, успешной: "Тигрис" прошел 7 тысяч километров за 132 дня. В воде лодка была 144 дня. Таким образом, Хейердал убедительно доказал, что на подобных лодках можно плавать в океанах, у них весьма высокие мореходные качества, и связи древней Месопотамии с долиной реки Инд вполне реальны. По оценкам экспертов, на конец путешествия "Тигрис" не исчерпал свой резерв и мог плавать еще не менее двух месяцев. Прощаясь с командой, Хейердал сказал:

"Я был с вами счастлив".  

В 1983 – 1984 гг. Хейердал исследовал курганы на Мальдивских островах, по итогам исследований появилась его книга "Мальдивская загадка". В начале 1990-х гг. он изучал пирамиды Гуимар на Тенерифе и доказал, что это не случайные нагромождения камней, а культовые сооружения. В 1993 г. Хейердал вел раскопки на Канарских островах и обнаружил там пирамиды 15-го века, построенные племенем гуанчей, позднее истребленных испанцами. В начале 2000-х гг. неутомимый Хейердал в России искал доказательства того, что норвежцы прибыли на территорию современной Норвегии с Азовского побережья. Об этой теории Хейердала рассказывает его книга "В поисках Одина. По следам нашего прошлого". Побывал Хейердал и на Кавказе, вел раскопки на Дону, чтобы опять же доказать свою теорию о переселении степных племен из Приазовья в Скандинавию. Историки и географы много критиковали теорию Хейердала, но опровергнуть не смогли. Тур Хейердал своими изысканиями и экспедициями доказал возможность контактов между цивилизациями Средиземноморья и Южной Америки, доказал возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки, доказал существование торговых связей между Индской цивилизацией и Месопотамией. Хейердал обнаружил пирамиды Гуимар на острове Тенерифе. Интересно, что он доказал и невозможность сохранения кокосов в морской воде, а значит, можно исключить случайное занесение течениями кокосов из Южной Америки на острова Полинезии, кокосы привезли с собой люди.

В 1999 г. норвежцы признали Хейердала самым знаменитым норвежцем 20-го века. В 2006 г. по пути "Кон-Тики" прошла экспедиция "Тангароа" (это название небесного божества полинезийцев) из 6 человек, в ней участвовал внук Тура Хейердала Улав Хейердал. Новый фрегат норвежского флота в 2011 г. был назван в честь Тура Хейердала. Он всегда был известным и уважаемым путешественником. В Норвегии ему поставлен памятник, открыт музей. Хейердал написал 14 необычайно интересных, увлекательных книг. Его деятельность и книги пробуждают интерес к культуре и истории народов мира.

Сегодня вы услышите фрагменты выступления Ю.А.Сенкевича в радиопередаче "Ваш собеседник" об участии в экспедиции на "Тигрисе" и руководителе этого плавания Туре Хейердале. Радиостанция "Юность", запись 26.04.1978 г.

Арх. № ф. 1, ед. уч. 10796

Время звучания: 
4 мин. 26 сек.