210-летие со дня рождения композитора Я.Ф.Мендельсона

03.02.2019

Композитор, дирижер, педагог, пианист Якоб Феликс Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями: дед был известным философом, отец – просвещенный человек, глава банкирского дома. С 1811 г. семья жила в Берлине, и юный Феликс брал уроки фортепиано и композиции у известных педагогов. В доме бывали поэт Г.Гейне, философ Ф.Гегель, писатель Т.А.Гофман, братья В. и А. Гумбольдты (старший, Вильгельм – лингвист, младший Александр – известный путешественник и естествоиспытатель), композитор К.М.Вебер. Игру мальчика слушал поэт И.В.Гёте. С 9 лет Ф.Мендельсон выступал на концертной эстраде, а в начале 1820-х гг. появились его первые самостоятельные сочинения. Исполнение в 1829 г. оркестром под управлением Ф.Мендельсона "Страстей по Матфею" И.С.Баха стало настоящим событием в музыкальной жизни Германии. В 1833 – 1836 гг. Ф.Мендельсон был музик-директором в Дюссельдорфе. С 1836 г. он жил в Лейпциге, дирижировал оркестром Гевандхауз. Лейпциг всегда имел давние культурные традиции, а при Ф.Мендельсоне музыкальная жизнь города еще более оживилась. Молодой музыкант старался привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям музыкального искусства таких композиторов, как И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Й.Гайдн, Л.в.Бетховен и др. В просветительских целях Ф.Мендельсон организовал цикл исторических концертов, в которых развернулась панорама развития музыки. В Лейпциге Ф.Мендельсон давал концерты фортепианной музыки, исполнял органные произведения И.С.Баха в церкви Св. Фомы, где за 100 лет до этого И.С.Бах и служил. В 1843 г. по инициативе Ф.Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой позднее были созданы консерватории в других немецких городах.

Ф.Мендельсона-композитора привлекали различные музыкальные жанры и формы, его произведения написаны с удивительным мастерством. В 17 лет Ф.Мендельсон создал одночастную увертюру "Сон в летнюю ночь" по пьесе У.Шекспира, которая поразила современников своей зрелостью, техникой, свежестью, богатством фантазии. Собственно, Ф.Мендельсон по праву считается создателем жанра концертной увертюры, который в дальнейшем развивался в симфонической музыке 19-го века в произведениях Г.Берлиоза, Ф.Листа, М.И.Глинки, П.И.Чайковского и др. Многие произведения Ф.Мендельсона отражают его впечатления от путешествий в Италию ("Итальянская симфония" 1833 г.), Англию, Шотландию (увертюры "Фингалова пещера", "Морская тишь и счастливое плавание" обе 1832 г., "Шотландская симфония" 1830 – 1842 гг.). Основу фортепианного творчества Ф.Мендельсона составляют "Песни без слов" (1830 – 1845 гг.). Это цикл из 48 пьес, лирических миниатюр в камерном стиле. "Песни без слов" тоже новый жанр романтической фортепианной музыки. Они подкупают своей искренностью, задушевностью, простотой, изяществом, завершенностью форм. Ф.Мендельсон написал огромное количество сочинений в самых различных жанрах. Среди них – произведения крупных форм: оратории ("Илия" и "Павел"), симфонии, концерты, увертюры, сонаты, концерты, много инструментальной камерно-ансамблевой музыки (трио, квартеты, квинтеты), духовные и светские вокально-инструментальные сочинения, музыка к драматическим пьесам, сольные пьесы для отдельных инструментов и т.д. Всегда стремящийся к музыкальному просвещению публики, укреплению национальных традиций Германии, Ф.Мендельсон писал хоровые произведения, предназначенные для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа, Лейпцига, камерные сочинения – для весьма популярного в Германии любительского домашнего музицирования.

Музыке Ф.Мендельсона присущи особая праздничность, виртуозный блеск и, в то же время, спокойствие мысли, теплота человеческих чувств, особый романтизм. Ф.Мендельсон считается мастером лирического пейзажа, его музыка живописно-картинная, близкая к теме природы. Тончайшими выразительными приемами композитор передает определенное настроение пейзажа. Вот как охарактеризовал творчество Ф.Мендельсона П.И.Чайковский:

"он всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко ограниченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен, - но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников немецкой школы".

А.Г.Рубинштейн, ценя творчество Ф.Мендельсона, писал:

"…все его создания – образец по совершенству форм, по технике и по благозвучию… Его "Песни без слов" – сокровище по лирике и фортепианной прелести… Его "Концерт для скрипки" единствен по свежести, красоте и благородной виртуозности. Эти произведения (в том числе увертюры "Сон в летнюю ночь", "Фингалова пещера") … ставят его наравне с высшими представителями музыкального искусства".

Сегодня предлагаем послушать знаменитую увертюру Ф.Мендельсона "Фингалова пещера" (второе название "Гебриды"). Замысел этого произведения возник у композитора во время путешествия по Шотландии в 1829 г., при посещении одного из Гебридских островов. В письме от 7 августа 1829 г. Ф.Мендельсон приводит музыкальную фразу (она стала первой темой увертюры) "чтобы объяснить, какое странное душевное состояние охватило меня". На острове Стаффа находится гигантская базальтовая пещера высотой около 30 метров, длиной около 70, дно которой всегда покрыто водой. Пещера черная с множеством базальтовых колонн. Названа она в честь Фингала, легендарного героя кельтского народного эпоса. По преданию, его подвиги были воспеты одним из его сыновей, героем и сказителем Осианом, якобы жившим в 3-м веке на юге Ирландии. Сочинение увертюры Ф.Мендельсон начал осенью 1829 г. в Англии, закончил во время путешествия по Италии в декабре 1830 г. Первоначальное название увертюры "Одинокому острову". В 1832 г. автор переработал свое произведение. 14 мая 1832 г. увертюра была впервые исполнена в Лондоне. В результате последующих изменений партитура приобрела свой окончательный вид. Следующая премьера состоялась 10 января 1833 г. в Берлине. В музыке увертюры ощущаются проникновенные картины северной природы, слышится шум морского прибоя. Бурные эпизоды сменяются спокойными. Увертюру "Фингалова пещера" высоко оценили и слушатели, и композиторы. Даже Р.Вагнер, относившийся к Ф.Мендельсону с предубеждением, назвал увертюру "одним из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем". А И.Брамс писал:

"Я отдал бы полное собрание моих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное "Гебридам"…

Итак, увертюра Ф.Мендельсона "Фингалова пещера" ("Гебриды"), соч. 26 в исполнении Симфонического оркестра Всесоюзного радио под управлением Л.Гинзбурга.

Арх. № ф. 4, ед. уч. 36707

Время звучания: 
9 мин. 56 сек.